Необслуживаемые аккумуляторы появились на рынке уже довольно давно и прочно закрепились на нём, потеснив традиционные малообслуживаемые АКБ. Необслуживаемыми их называют потому, что они не требуют долива дистиллированной воды и электролита в процессе работы. По этой причине такие модели аккумуляторов не имеют пробок для доступа к банкам (аккумуляторным элементам). К этой группе относятся кальциевые аккумуляторные батареи. От читателей сайта приходило много вопросов о том, как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля. Сегодняшний материал будет посвящён этой теме.
А нужна ли зарядка необслуживаемой аккумуляторной батарее?
Среди начинающих автолюбителей бытует мнение о то, что если аккумулятор необслуживаемый, то и зарядка ему не требуется. Требуется не меньше, чем остальным АКБ. Ведь кальциевые необслуживаемые батареи отличаются тем, что не имеют (или имеют очень низкий) расхода воды. Легирование пластин кальцием смещает точку начала гидролиза воды на более высокое напряжение. В стандартных малообслуживаемых аккумуляторах гидролиз воды (разложение на кислород и водород) начинается при напряжении на клеммах 14,4 вольта.
О том, почему кипит аккумулятор на машине и причины этого явления вы сможете прочитать в материале по ссылке.
Как понять, что нужно зарядить аккумуляторную батарею. В некоторых случаях эта необходимость будет очевидной. К примеру, вы забыли выключить фары или музыку в автомобиле. К утру, вся ёмкость АКБ высажена и, если батарею не зарядить, то просто никуда не уедете. Кроме того, подзарядка может потребоваться в зимнее время, когда из-за низкой температуры и множества работающих потребителей тока (печка, обогрев, стёкол и зеркал) аккумулятор плохо восстанавливает заряд.
Так, что на вопрос, можно ли заряжать необслуживаемые автомобильные аккумуляторы, ответ утвердительный. Теперь несколько слов о том, как правильно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор.
Вернуться к содержанию
Зарядка необслуживаемого аккумулятора?
Основное отличие будет заключаться в том, что у вас нет доступа к банкам для проверки плотности электролита. А однозначно судить о степени заряженности автомобильной аккумуляторной батареи можно только, измерив, плотность электролита с помощью ареометра. У большинства необслуживаемых аккумуляторов есть встроенный индикатор заряда. Но он показывает приблизительное значение. К примеру, при наборе 80% ёмкости индикатор может показать полный заряд. Поэтому полагаться на него не стоит.
Индикатор заряда АКБ
Про зарядку автомобильной аккумуляторной батареи мы писали не один раз. Здесь повторим только некоторые моменты. Можно заряжать АКБ с постоянным током или напряжением. Оба варианта подойдут для зарядки необслуживаемой батареи.
Если вам интересует вопрос, а нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки, читайте статью по указанной ссылке.
Режим с постоянным током следует использовать, если аккумулятор был сильно разряжен. Такой режим заряда довольно долгий и требует постоянного контроля. Но батарея в этом случае получает максимальное восстановление ёмкости. Давайте, коротко рассмотрим основные этапы зарядки постоянным током:
- Первый этап. Выставляем ток заряда 0,1*Сн (номинальной ёмкости батареи). Например, 6 ампер для аккумулятора 60 Ач. Этим током заряд ведётся до напряжения на выводах АКБ равного 14,4 В. Естественно, чтобы устанавливать ток нужной величины, нужно зарядное устройство (ЗУ) с такой возможностью;
- Второй этап. При увеличении напряжения до 14,4 вольта активизируется электролиз воды и начинается «кипение» электролита. Для снижения интенсивности этого процесса уменьшаем ток заряда в 2 раза и продолжаем процесс заряда;
- Третий этап. Когда напряжение на выводах аккумулятора достигнет 15 вольт, нужно ещё в два раза снизить ток. После этого продолжаем заряд и периодически проверяем напряжение и ток. Если они не меняются, то АКБ можно считать полностью заряженной.
Здесь можно выделить следующие варианты заряда, которые отличаются величиной напряжения и степенью заряженности:
- Напряжение 14,4 вольта. Степень заряда аккумулятора через сутки примерно 80%;
- Напряжение 15 вольт. Степень заряда 90%;
- Напряжение 16 вольт. Аккумулятор будет заряжен практически на 100%.
Рекомендуется использовать такой режим для заряда АКБ с целью профилактической подзарядки.
У многих современных ЗУ присутствует режим зарядки Boost. При включении подаётся увеличенный ток и в течение 20 минут АКБ быстро набирает ёмкость. Если у вашей модели ЗУ есть регулировка тока, то режима Boost и не нужен. Просто ставите увеличенный ток, и всё. Не ставьте ток более 30% от штатного значения. То есть, если вы обычно заряжаете током 4 А, то не увеличивайте больше 5,5 А в режиме Boost. Это отрицательно сказывается на состоянии пластин и уменьшает срок эксплуатации батареи.
Советуем использовать ускоренную зарядку только в случаях экстренной необходимости. Если вы не торопитесь, то АКБ лучше заряжать в штатном режиме. Если злоупотреблять режимом Boost, то АКБ быстро выработает свой ресурс.
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля – вот вопрос, который волнует каждого автолюбителя, решившего сменить «капризную» свинцовую АКБ на более современную батарею.
Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы – виды и особенности
Необслуживаемые АКБ в настоящее время весьма популярны у водителей, так как они не требуют от них постоянного отслеживания уровня электролита в батарее и периодического его доливания. По сути, вы приобретаете и монтируете такой автомобильный аккумулятор на свое транспортное средство, с которым при эксплуатации нет никаких хлопот. Какой автолюбитель сможет отказаться от столь заманчивого предложения?
Существует три типа подобных необслуживаемых батарей:
- АКБ со стандартным электролитом жидкого вида, у которых либо вовсе не имеется пробок на корпусе, предназначенных для добавления дистиллированной воды, либо они запаиваются.
- Гелевые. В них специальный порошок, сделанный из оксида кремния, пропитывается электролитом до образования массы белого цвета, которая затем помещается во внутренности АКБ, полностью заполняя их собой.
- Батареи с нетканым полипропиленом, напитанным жидким электролитом.
Заметим, что пионерами необслуживаемых конструкций для запуска моторов ТС были батареи свинцово-кальциевого типа, которые не требовали добавления воды в течение 1,5–2 лет. Реальной популярности они не обрели по той причине, что быстро выходили из строя в случае их активной эксплуатации.
Нужна ли зарядка необслуживаемого автомобильного аккумулятора?
На этот вопрос, который возникает у начинающих автомобилистов не реже, чем вопрос о том, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля, специалисты однозначно отвечают, что, конечно же, зарядка необходима. По большому счету, они постоянно находятся в режиме самозарядки. При этом подобная подпитка АКБ от генератора по своей сути намного более «жесткий» для батареи процесс, чем щадящая ее зарядка специальным устройством.
В некоторых ситуациях без зарядки необслуживаемого аккумулятора и вовсе не обойтись.
Например, когда приходят первые холода, смазка в двигателе становится более густой. Естественно, стартеру требуется больше усилий для того, чтобы раскрутить мотор. А откуда ему взять энергию, если месяцев 6–7 ваша АКБ заряжалась наполовину и ей вполне этого хватало? Именно поэтому профессионалы советуют с наступлением зимнего сезона заряжать батарею до ста процентов, после чего без опаски отправляться в любой по дальности путь.
- трудно контролировать уровень электролита;
- проверить плотность электролита фактически не представляется возможным;
- боровая сеть автомобиля должна работать без сбоев и замыканий.
Проверить уровень электролита сложно, но всё-таки можно, однако для этого производитель должен заранее позаботиться о наличии специальных меток, указывающих на минимальный и максимальный уровень жидкости. Узнать уровень кислоты нетрудно с такими метками, но с практической точки зрения это мало чем помогает автовладельцу, ведь долить корректирующую жидкость невозможно, нет никаких отверстий. Конечно, можно их просверлить самостоятельно, залить жидкость и снова запаять отверстия, но какой в этом смысл, если можно изначально купить обычный обслуживаемый аккумулятор и не тратить попусту время и нервы.
Необслуживаемые АКБ имеют крышки с функцией рециркуляции электролита, но это не помогает исключить естественное испарение дистиллированной воды в его составе. Уровень падает, пластины оголяются и через некоторое время аккумулятор выходит из строя.
Для оценки работоспособности АКБ используют метод измерения плотности, но на необслуживаемых это невозможно по понятным причинам. Производители оснащают свои изделия специальным прибором гигрометром в виде крышки одной из банок, в простонародье «глазок». Принцип его действия прост, при оптимальной плотности поплавок поднят вверх, при разряде он опускается, для наглядности используется цветовая индикация. Но и тут есть свои недостатки, дело в том, что такой гигрометр не отличается надёжностью и быстро выходит из строя, к тому же он показывает верхний уровень при 65% заряда, а как в таком случае узнать о 100% неизвестно. Плюс ко всему точность показаний оставляет желать лучшего, поэтому полагаться на гигрометр нет смысла, и показывает он плотность электролита только в одной банке, тогда как в других могут быть совершенно другие показатели.
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля?
Процесс зарядки аккумулятора может осуществляться в двух разных режимах:
- при полной разрядке батареи;
- при частичной разрядке.
Если АКБ разряжена полностью, «подпитывать» ее придется примерно 24 часа. Зарядка в подобной ситуации выполняется силой тока, которая в 10 раз меньше, нежели та, которая рекомендована производителем аккумуляторной батареи. За процессом придется следить. АКБ будет считаться заряженной тогда, когда на ее пластинах будет фиксироваться сильное выделение газа. После отключения зарядного устройства требуется проверить напряжение на клеммах батареи. Оно должно равняться 12 В.
При частичной разрядке применяется зарядное приспособление с силой тока 25 А, которое способно выдавать непрерывное напряжение от 13,9 до 14,9 В. Полная зарядка АКБ в данном случае отмечается через 150–180 минут. О необходимости прекратить операцию сигнализирует зарядное устройство. При полностью заряженной батарее зарядный ток снизится до 0,2 А. Надеемся, у вас теперь есть четкий ответ на вопрос о том, как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля.
Все чаще привычные многим водителям свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы заменяются на так называемые необслуживаемые АКБ, в связи с которыми поначалу может возникать много вопросов — главным образом, по причине их названия. Если батарея не подлежит обслуживанию, то поначалу не совсем понятно, как заряжать необслуживаемый аккумулятор, и можно ли тем самым продлить срок его работы.
Виды необслуживаемых АКБ
Прежде чем понять, можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор и каким зарядным устройством следует пользоваться, важно разобраться в том, какие разновидности имеются среди современных батарей, на которых чаще всего можно встретить пометку с надписью «необслуживаемая».
Бывают АКБ, у которых электролит заливается внутрь по такому же принципу, что и у аккумуляторов прошлого поколения. Но крышки их «банок» — так называемые «фальш-крышки» — при этом отвинтить невозможно. Бывают АКБ с электролитом в виде полипропиленовых материалов. Также особенно популярными являются гелевые аккумуляторные батареи с содержанием оксида кремния, которые отличаются повышенной безопасностью в эксплуатации и возможностью использования в экстремальных условиях при особенно низких температурах.
Такие разновидности электролита позволяют значительно упростить процесс обслуживания современных батарей и снизить опасность при их постоянном использовании. Главным их достоинством является то, что постоянный контроль плотности электролита с доливанием дистилированной воды проводить не требуется.
Почему нужно заряжать необслуживаемые АКБ
Что касается зарядки необслуживаемого аккумулятора автомобиля, заряжать его нужно обязательно, особенно в преддверии зимнего времени года. Емкость у таких АКБ со временем тоже становится меньше, несмотря на то, что средний срок их службы может составлять 3-5 лет и более. Поэтому периодическая подзарядка им тоже требуется, равно как и батареям старого образца.
Часто двигателю внутреннего сгорания автомобиля бывает недостаточно энергии для запуска в случае, если речь идет об аккумуляторе, заряженном только от генератора. Например, если в последнее время машина используется только для езды на небольшие расстояния, энергетическому потенциалу батареи бывает недостаточно времени для восполнения. В этом случае необходимо позаботиться о том, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля.
Немаловажно помнить и о том, что любая АКБ, в том числе и относящаяся к категории необслуживаемых, теряет уровень заряда в холодное время года. Зимой для того, чтобы запустить стартер, требуется более высокий уровень пускового тока. Поэтому перед началом зимнего сезона необходимо полностью зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор, обеспечив ему максимальный уровень емкости для того, чтобы энергии АКБ в холодных условиях оказалось достаточно.
Другие особенности необслуживаемых АКБ
Для ответа на вопрос, как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля правильно, следует изначально учитывать некоторые общие особенности, характерные для всех батарей нового типа. Как уже говорилось, корпус их, в подавляющем большинстве случаев, герметичен, и замеры плотности электролита проводить невозможно.
Наличие корпуса, не имеющего отверстий, подразумевает то, что заряжать необслуживаемый аккумулятор слишком быстро, используя токи большой величины, нельзя. Зная об этих тонкостях и применяя их на практике, уже можно понять, как правильно заряжать современные АКБ, соблюдая всю необходимую технику безопасности.
Процесс зарядки необслуживаемой АКБ
Как и любую другую батарею, ее рекомендуется достать из машины перед процессом зарядки, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств доступ к ней был обеспечен со всех сторон, и внутренности автомобиля не оказались повреждены содержимым батареи. В целях обеспечения максимальной безопасности, АКБ заряжается только на ровной и гладкой поверхности во избежание ее случайного опрокидывания.
Иногда спрашивают, как правильно зарядить аккумулятор, не вынимая его из машины. Делать этого не рекомендуется. Но если все же такая необходимость возникла, все возможное электропитание автомобиля непременно должно быть отключено, а ключ зажигания вынут из замка .
Непосредственно перед самой зарядкой нужно измерить показатель остаточного напряжения с помощью вольтметра или мультиметра. Если батарея разряжена отчасти либо полностью, напряжение должно подаваться непрерывно, числом 14-14,5 В, а сила тока вначале не должна быть выше 2 А.
Если АКБ разряжена не так сильно, время ее подзарядки будет составлять, в среднем, от 3 до 4 часов. В случае глубокой разрядки ей может потребоваться несколько дней до полной зарядки.
Контролировать процесс необходимо постоянно. Когда показатель тока снизится до 0,2 А, это значит, что батарея полностью зарядилась. Многие необслуживаемые АКБ снабжены индикатором, который по окончании времени зарядки загорается зеленым цветом.
Поскольку электролит любого состава в процессе зарядки также подвергается химическим реакциям, важно следить за аккумулятором и прислушиваться к тому, что происходит внутри него, чтобы предотвратить закипание электролита. В обслуживаемом аккумуляторе контролировать состояние электролита проще вследствие того, что можно аккуратно открыть отсек той или иной банки и проверить, что в ней происходит. В случае с герметично закрытым корпусом это сделать сложнее, но возможно, при условии бдительности и внимательности. При закипании электролита зарядное устройство нужно быстро отключить.
Для того чтобы случайно не «посадить» аккумулятор автомобиля зарядным устройством, текущий показатель тока не должен превышать 15 А, а напряжение в батарее не допускается выше 15,5 В. Это- крайние показатели напряжения.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора в домашних условиях
Обслуживаемые АКБ опасно заряжать дома: при нагреве батареи во время зарядки выделяются вредные для здоровья газы, которые, к тому же, и взрывоопасны. В отличие от свинцово-кислотных батарей, зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля в домашних условиях вполне возможна по причине герметичности его корпуса. Конечно, желательно, чтобы помещение хорошо проветривалось, а сама батарея находилась как можно дальше от открытых источников огня.
Зарядка производится устройством, на котором ставятся показатели напряжения от 14 до 14,5 В, в режиме постоянного тока: он, как всегда, самый гуманный и безопасный как для любой батареи, так и для всего окружающего пространства. В конце зарядки напряжение можно понизить до 13,2 В
Таким образом, становится ясно, как заряжать необслуживаемый аккумулятор и какие правила нужно соблюдать при этом, учитывая особенности батарей современных конструкций. Такие батареи, действительно, очень удобны в эксплуатации и более безопасны, чем свинцово-кислотные, хотя иногда они требуют более длительного процесса зарядки. Однако уход за ними не представляет особого труда, а если научиться заряжать их самостоятельно, удовольствие можно будет получать не только от езды, но и от осознания собственного умения.
- Виды необслуживаемых АКБ
- Почему нужно заряжать необслуживаемые аккумуляторы
- Процесс зарядки
- Нюансы при зарядке необслуживаемого аккумулятора автомобиля
- Зарядка в домашних условиях
Батареи с герметичными корпусами все чаще устанавливают в автомобили, заменяя более старые образцы. Любой элемент питания постепенно разряжается даже при отсутствии потребителей энергии. Некоторые водители не знают, как заряжать необслуживаемый аккумулятор правильно, что приводит к выходу элемента из строя.
Зарядка необслуживаемых аккумуляторов автомобиля.
Виды необслуживаемых АКБ
Чаще всего используются такие разновидности герметичных батарей:
- Гелевые. Электролит в аккумуляторе такого типа пребывает не в жидком, а в желеобразном состоянии. Это позволяет увеличить емкость и срок службы изделия.
- Свинцово-кислотно-кальциевые. На электроды аккумулятора наносится кальциевое напыление. Пластины нечувствительны к вибрации и влиянию кислоты. Батареи характеризуются низким саморазрядом и незначительным испарением воды при зарядке.
- EFB. Является усовершенствованной разновидностью свинцово-кислотных аккумуляторов с увеличенной толщиной электродов. Пластины обернуты пористым материалом, пропитанным раствором серной кислоты. Это препятствует образованию сульфатного налета, из-за которого АКБ перестает принимать заряд.
- AGM. Электролит здесь не находится в свободном состоянии. Раствором пропитывают стекловолокно, отделяющее пластины друг от друга. Устройство выдерживает большое количество циклов глубокого разряда. Сульфатация протекает медленно, поэтому АКБ нормально функционирует более десяти лет.
Основные виды автомобильных аккумуляторов.
Почему нужно заряжать необслуживаемые аккумуляторы
Подключать автомобильный аккумулятор к зарядному устройству рекомендуется в период подготовки к холодному времени года. Зарядка показана и после длительного хранения, сопровождающегося саморазрядом. Необходимость восстановления мощности батареи возникает по таким причинам:
- Снижение силы пускового тока. Подобное наблюдается, если АКБ постоянно подзаряжается только от генератора. Особенно выраженным снижение показателя становится при редком использовании машины. Мощность батареи восстанавливается не полностью, из-за чего в дальнейшем двигатель не запускается. Избежать этого помогает периодическое использование зарядника.
- Использование батареи при отрицательных температурах. Запуск мотора в морозную погоду требует более мощного пускового тока. Запаса энергии может оказаться недостаточно для выполнения этого действия. В октябре-ноябре АКБ Varta заряжают полностью. Это позволит выдавать пусковой ток, позволяющий завести двигатель в мороз.
Процесс зарядки
Критически разряженную аккумуляторную батарею Варта заряжают постоянным током. Процедура занимает не менее суток. В это время постоянно отслеживают параметры элемента питания. Процесс зарядки выполняется в 3 этапа:
- В этот период важно правильно выбрать силу тока. Рекомендованным для необслуживаемых батарей является показатель в 0,1 *С (С — номинальная емкость). Если мощность АКБ составляет 55 Ампер/час, подают ток силой 5,5 А. Первый этап длится до достижения напряжения в 14 В. Автоматические зарядные устройства сами устанавливают требуемые показания вольт и ампер.
- Подаваемое напряжение увеличивают. Начинается кипение наполнителя. Для снижения количества выделяемого газа силу тока уменьшают на 50%.
- 3 этап зарядки начинается, когда напряжение на клеммах достигает 15 В. Мощность тока вновь уменьшают на 50%. Процесс дозарядки занимает 10-12 часов. В это время оценивают силу тока и напряжение. Стабилизация параметров свидетельствует о полном восстановлении заряда.
Для восстановления мощности частично разряженного аккумулятора используют постоянное напряжение.
ЗУ автоматически отключается при уменьшении тока до 200 мА. За сутки при напряжении 14 В заряд восстанавливается на 80%. При пуске 16 В процесс зарядки занимает не более 18 часов.
График заряда необслуживаемого аккумулятора.
Нюансы при зарядке необслуживаемого аккумулятора автомобиля
Согласно инструкции, при зарядке необслуживаемого аккумулятора нужно учитывать такие моменты:
- Оценить уровень заряда по плотности электролита не получится. Корпус батареи является неразборным.
- Подавать импульсный ток высокой силы нельзя. Если нет зарядного устройства, автоматически регулирующего параметры, замеры выполняют самостоятельно.
- Во время зарядки батарея должна находиться в горизонтальном положении. Так она не упадет, не повредится.
- Перед началом зарядки измеряют напряжение на токовыводах. Критически разряженный аккумулятор заряжают, подавая ток силой не более 2 А. В дальнейшем этот показатель увеличивают до рекомендуемого.
- Использование простых ЗУ требует постоянного контроля состояния батареи. Когда сила подаваемого тока падает до 0,2 А, прибор отключают.
- Подавать ток слишком высокой силы нельзя. Это приведет к разжижению и испарению электролита. Напряжение не должно превышать 15 В.
- Сильно разряженные аккумуляторы иногда начинают принимать заряд только через 15 часов.
- Долгое кипение гелевого или жидкого наполнителя не допускается. Повышение количества выделяемых газов приведет к повреждению корпуса. Залить воду в герметичную батарею не получится. В случае кипения ЗУ сразу отключают.
- Аккумулятор нельзя заряжать, если он находится в автомобиле. Отсутствие доступа не позволит контролировать параметры зарядки. Если демонтаж не возможен, нужно сбросить клеммы.
- Батарею необслуживаемого типа нельзя заряжать при температуре ниже +10°С.
- Использование самодельных ЗУ допускается, однако это негативно отражается на сроке службы АКБ.
Зарядка в домашних условиях
Зарядка аккумуляторов старого образца в закрытых помещениях опасна. Кипение наполнителя сопровождается выделением токсичных паров.
При восстановлении заряда герметичных изделий таких проблем не возникает.
Батарею помещают на ровную поверхность, вдали от бытовых приборов и радиаторов отопления. Помещение должно постоянно проветриваться.