Англичане — пионеры регулярных пассажирских перевозок. Уже к XVIII веку развитие средств транспорта и рост дорожного трафика потребовали введения жёстких правил, для начала — разделения потоков противоположных направлений. И тут законодатели технической моды вдруг оказались в левостороннем меньшинстве.
По большому счёту, выбор схемы движения никак не влияет на безопасность или удобство автомобилистов. Сложности возникают при стыковке двух систем и состоят в левом или правом расположении руля и двери пассажира. Почему же одни страны предпочли правую сторону, а другие — левую?
Правило «боевой руки»
Существует несколько теорий о возникновении неписанных правил перемещения. Вначале они относились к пешеходам и наездникам. Вооружённому отряду удобнее левосторонняя схема движения, когда правая (боевая) рука с оружием обращена к середине дороги. Да и всаднику удобнее слезать с коня на левую обочину, чтоб не мешали ножны на этом же бедре. А вот мирному селянину с грузом, как правило, лежащем на правом плече, предпочтительнее идти по правой стороне. Это относится к саням и повозкам. Правая рука возницы сильнее, и, чтоб разъехаться со встречной телегой, он тянет вожжи вправо, прижимаясь к соответственной обочине. Многоместному экипажу при этом удобнее ехать по левой стороне, чтоб кучер не задевал кнутом пассажира слева.
Первый английский закон о левостороннем движении был принят в 1756 году. Нарушителю грозил серьёзный штраф. Четырьмя годами ранее российская императрица Елизавета Петровна подписала указ о правостороннем движении по улицам русских городов, по сути узаконив давно сложившиеся дорожные обычаи.
Есть также мнение, что приверженность англичан левой стороне происходит из тогдашнего морского кодекса, предписывающего судам расходится левыми бортами. Хотя более убедительной выглядит другая версия, больше замешанная на политике.
Политический фактор
Дело в том, что в дореволюционной Франции левая сторона дороги отводилась знати. Один из революционных декретов обязал всех без исключения передвигаться по правой, «простонародной» стороне. Традиция закрепилась, а Наполеон, придя к власти, начал внедрять правостороннее движение во всех завоевываемых странах. В ответ Англия начала «насаждать» движение по левой стороне среди своих сателлитов. Дорожное движение сделалось политическим фактором. Разделение сохранялось вплоть до Первой мировой войны.
На левостороннюю политическую демонстрацию не повлияло даже то, что первые авто, появившиеся в конце XIX века, по умолчанию предполагали правостороннюю схему. Они управлялись не рулевым колесом, а особым рычагом-румпелем, за что их иронически называли «кофемолками». Рычаг крепился по центру кабины, и водителю-правше для удобства приходилось садиться на левое сиденье, так же как в современном леворульном авто. Впрочем, уже в 1894 году Альфред Вашерон заменил румпель на руль-баранку, а в 1903 году в США началось серийное производство машин с рулём, причём, установленным слева.
К настоящему времени 66% водителей мира ездит по правой стороне дороги и 34% — по левой. Левосторонней парадигмы придерживаются большей частью бывшие колонии Британии, правда, есть и исключения. Япония никогда не была английской колонией. Часть экспертов пытаются объяснить её «левизну» обычаем самураев носить катану за поясом, отчего меч торчал далеко в левую сторону, усложняя передвижение по правой стороне. Однако в реальности все опять упирается в политику. Просто для строительства железных дорог Япония нанимала английских специалистов, которые классически работали в левостороннем варианте. За поездами подтянулись автодороги. А вот США приняли правостороннюю схему, чтоб публично продемонстрировать независимость от бывшего сюзерена.
Сегодня дорожный антагонизм неудобен даже самим англичанам. В 1960-х годах Британия даже рассматривала проект перехода на правостороннее движение, но отказалась вследствие слишком высокой стоимости. Одна только смена дорожных знаков и прочей инфраструктуры обошлась бы в миллиарды, и джентльмены так и остались на левой стороне трассы.
Все мы знаем # правила дорожного движения, по которым у нас в Российской Федерации, да и в большинстве других стран мира, закреплено # правостороннее движение. Но некоторые государства почему-то поддерживают систему левостороннего движения, несмотря на, казалось бы, логическое неудобство. В первую очередь, это # Великобритания и государстаа Содружества, исторически бывшие английскими колониями. Ну и Япония, где левосторонку ввели в 1859 году в знак дружбы с Британской Империей. После Второй Мировой войны и во время провозглашения независимости колоний в 60-70х годах XX века многие страны перешли на правостороннее движение. В Европе последней поменяла правила Швеция в 1967 году. Смена с левостороннее на правосторонее движение время от времени и происходит и в наши дни. Так, в 2009 году правила поменяла Самоа.
Попробуем разобраться, почему же в Великобритании появились и действуют такие нормы движения.
В Англии закон о левостороннем движении был принят уже более 250 лет назад, а точнее, в 1756 году и знаменитые на весь мир своей консервативностью британцы его не меняют и менять не собираются. Тогда король Георг ll Ганноверский подписал билль о движении экипажей по лондонскому мосту исключительно с левой стороны. А в 1776 году это правило было узаконено уже на территории всего государства путем подписания специального стране «Дорожного акта». С тех пор # левостороннее движение остается в Англии неизменным, и даже поезда там следуют именно таким образом.
Как же обосновывается эта, казалось бы странная и даже неестественная, # традиция ?
Есть несколько исторических версий.
Самая старинная версия, связана с теми самыми средневековыми лондонскими мостами. Кучеры, которые естественно в большинстве своем были правшами и сидели , при управлении повозкой, справа на облучке, размахивая хлыстом часто случайно задевали проходящих по мосту пешеходов. Чтобы это исключить король и распорядился ездить слева, дескать пусть друг друга хлестают. Принять более естественное решение, приказав кучерам сидеть слева, у его британского величества фантазии не хватило.
Еще одна версия пошла из судоходства. Раньше, в эпоху царствования парусников на море, было правило обходить корабли встречные именно с левой стороны. Как вы понимаете, в средневековую Англию можно было попасть извне только морем. Может, они так от солнца закрывались во избежание столкновения, кто знает? А так как других серьезных транспортных средств тогда не было, то для движения наземного транспорта ввели те же нормы. На море в дальнейшем это правило убрали, в современном судоходстве утверждено правостороннее движение, и слава Богу!
Третья версия еще более древняя. И идет аж из Древнего Рима. Римские легионеры передвигались четким строем. Все вооружение они носили в правой руке. И поэтому строгие колонны шли по левой стороне дороги, чтобы оружие не цеплялось за придорожные кусты. А если им встречался неприятель, то очень удобно было сразу с пол-оборота встретить его частоколом оружия. Соответственно, повозки ехали следом за основным войском. Тоже по левой стороне. Ну а Англия, тогда просто полудикий край, завоеванный римлянами, переняла правила движения у продвинутого захватчика. Ну а что происходит с захваченной страной? Ее превращают в сырьевую базу. И поехали по дорогам Англии к морю вереницы повозок с углем, лесом и т.д. для отправки в великий Рим. Естественно, по римским правилам. В пользу этой версии говорят раскопки на островах римских времен — на сохранившихся остатках дорог левая колея гораздо более разбитая, чем правая. Правда очень сомнительно, учитывая количество последующих завоеваний острова разными народами, что эта традиция могла дойти до современных англосаксов. Тем более, что сами итальянцы ее не переняли😉
Сейчас в мире около 65 процентов машин пользуются выпускаются с привычным нам левым рулем, а оставшиеся с британским правым. Приичем, по статистике, нет различий в аварийности поездок в зависимости от размещения руля. Так что все это, по большому счету, просто дело привычки.
Несмотря на то, что вокруг данного вопроса все еще ведутся споры, родиной левостороннего движения, вероятней всего, является Англия. Почему здесь было принято решение ездить по левой стороне, пользуясь автомобилем с правым рулем? Как данная схема стала распространяться по миру? Рассматривая историю, можно ответить на подобные вопросы с легкостью.
Езда по левой стороне в Англии была закреплена законом еще в 1756 году. Штраф за нарушение выдвигался серьезный – фунт серебром. Отвечая на вопрос, почему была выбрана именно левая полоса, необходимо отметить, что на данный счет существует две версии.
Традиции судоходства
Флот и судоходство в Англии долгое время были развиты сильнее, чем где бы то ни было в мире. Ведь добраться до острова можно только по морю. Влияние морских традиций Великобритании по сей день очень сильно, и традиция левостороннего движения может следовать именно из этой сферы. Так, английские корабли в прошлом должны были обходить другие, встречные, только с левой стороны. Морской закон мог перейти на сушу, сформировав левостороннее движение.
Влияние римских законов
Древний Рим захватил в период своего расцвета огромные земли, его территориальное влияние дошло и до Британии, правда, ее завоевание произошло только в 45 году н.э. На территории современной Англии стояли римские укрепления, строились дороги, прочие объекты. Например, в 1998 году в юго-западной части страны, в графстве Уилтшир, нашли старую римскую каменоломню. Изучая ее, ученые отметили, что левая сторона дороги, ведущей от места добычи, разбита сильнее, чем правая. Стало быть, здесь придерживались левостороннего движения.
Римляне делали выбор в пользу такого подхода не случайно. Первые дороги строились для военных целей, а главной действующей силой были пешие римские легионы. То есть, по первым дорогам шли преимущественно воины, которым в любом случае разумнее было придерживаться левой стороны. Ведь только тогда правая рука с мечом могла эффективно встретить врага.
Почему левостороннее есть не только в Англии?
Учитывая, что Великобритания была колониальной империей, и ее владения распространялись по всему миру, не стоит удивляться, что некоторые из общепринятых для колоний правил все еще остаются актуальными, даже когда эти страны получили независимость. Ведь менять левостороннее движение на правостороннее – проблематично и затруднительно. Однако подобный ответ – не полный, есть еще политические нюансы.
Так, в революционные годы во Франции людям предписали пользоваться правой стороной дороги. С приходом Бонапарта к власти схема распространилась на Германию, Голландию, Испанию и прочие страны – союзницы, зато Великобритания, Португалия и Австро-Венгрия, которые были в оппозиции к Франции, принципиально настаивали на левостороннем движении.
В каких странах менялась полоса движения?
Одним из примеров стран, в которых меняли сторону движения, является США, где это сделали в 1776 году, после получения независимости от Англии. Когда в Корее закончилась оккупация и японцы ушли, здесь также установили правостороннее движение – в 1946 году.
Иногда сторону движения приходится менять для удобства – подобным образом пришлось поступить в Африке, в 60-х – 70-х годах прошлого века. Африканские страны, которые были в прошлом колониями Франции, имеют правостороннее движение, что вызвало необходимость перейти на ту же сторону в Гане, Нигерии и ряде других стран.
Самоа же перешло на левостороннее движение по причине того, что у основного числа местных автомобилей имелся правый руль. Подержанные машины такого типа поступали из Австралии, Новой Зеландии. В Европе последней страной, переходившей на правостороннее движение, стала Швеция.
Таким образом, Англия имеет левостороннее движение, либо унаследованное от римлян, либо пришедшее из сферы мореплавания. Многие страны, которые имели в прошлом левостороннее движение, или даже продолжают пользоваться данной стороной дороги, являются бывшими английскими колониями, хотя есть и исключения.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет.
Универсальный ответ — так сложилось исторически.
На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана. 72 % всех дорог правосторонние, 28 % — левосторонние.
Почему в России правостороннее движение?
В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение.
В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». Поэтому у нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани всегда зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.
Почему в Великобритании левостороннее движение?
В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее.
На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение.
Как и когда Швеция перешла на правостороннее движение?
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась ещё в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
3 сентября 1967 в Швеции
Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?
Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.
Другая версия историческая. В Римской империи (в 45 году нашей эры Рим завоевал Британские острова) легионы ходили по левой стороне дороги. Это объяснялось тем, что легионеры держали мечи в правой руке и при встрече с неприятелем им было выгодней находиться с левой стороны, чтобы враг сразу попадал под удар. Впоследствии Римская империя пала, но так как Великобритания — это остров, там левостороннее движение так и осталось.
Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.
Почему в Австралии левостороннее движение?
С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.
Почему в Японии левостороннее движение?
Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?
Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.
Страны с правосторонним движением
Страны с левосторонним движением
Приходилось ли вам когда-то задумываться над тем, почему в Англии левостороннее движение? Ну вот во всех известных и часто посещаемых странах водители ездят по правую сторону, а на Туманном Альбионе иначе. Почему?
Дань традиции? Но откуда взялась и почему закрепилась эта привычка?
Почему в Англии левостороннее движение? Версия первая
Давайте попробуем разобраться, почему именно правостороннее движение преимущественно распространено в мире, а потом постараемся применить полученные факты к традициям Великобритании.
Вообще, нельзя не отметить, что традиции перемещаться вдоль улицы возникли еще задолго до того, как человечество изобрело автомобиль.
В соответствии с одной из основных версий правостороннее движение могло возникнуть еще во времена средневековой Европы. Именно тогда по достаточно узким дорогам, связывающим между собой населенные пункты, ездили на своих лошадях мужественные и сильные всадники. Ну и, конечно же, каждый из них был вооружен.
Представьте себе такого воина: на хорошо слаженном коне гордо восседает мужчина средних лет, облаченный в доспехи, в левой руке которого поблескивает на солнце исполинских размеров щит. Размышляем дальше. Большинство жителей на планете являются правшами. Отсюда закономерно следует, что в случае возникновения малейшей опасности правая рука в любой момент была готова выхватить из ножен меч. Соответственно, придерживаться при перемещении приходилось правой стороны. Так удобнее.
Но почему же жители нынешней Великобритании не последовали этому принципу? Разберем еще одну гипотезу.
Почему в Англии левостороннее движение? Версия вторая
Бытует мнение, что этот факт напрямую связан с вождением конных повозок и экипажей. Улицы были настолько неприспособленными для езды гужевого транспорта, что двум возницам никак нельзя было разминуться. Кто-то обязательно должен был уступать дорогу. Для этого придумали специальное правило, согласно которому при встрече каждый должен был направлять свой экипаж в сторону правой обочины.
Почему именно правой? Скорее всего, это опять было связано с тем, что у большинства жителей нашей планеты все-таки правая рука доминирует над левой, поэтому ею и натягивались вожжи.
Так происходило по всей территории Европы, поэтому историки пришли к выводу, что традиция сохранилась и после появления кардинально новых средств передвижения, первых автомобилей.
И этот вариант, видимо, по какой-то совершенно нелепой случайности также не коснулся Туманного Альбиона.
Почему в Англии левостороннее движение? Версия третья
Теперь предлагаю подумать, почему же ни первая, ни вторая версия не работают в данном государстве. А ведь именно оно и является законодателем левостороннего движения. Вероятно, все дело в его островном месторасположении. Страна связывалась, да и продолжает связываться с континентом главным образом посредством морских путей. Там активно развивалось судоходство. Т.е. жизнь страны подчинялась во многом морскому ведомству, которое некогда и издало указ о том, что все суда при движении должны придерживаться левой стороны.
Спустя какое-то время этот закон распространился и на возникающие повсеместно автомобильные дороги, а позже и на страны, которые в разное время попадали под влияние Великобритании.
Еще мне пришлось столкнуться и с такой точкой зрения, что, дескать, правительство данной страны очень заботилось о безопасности своих граждан-пешеходов, поэтому, для того чтобы случайно не задеть пешехода подстегивающим лошадь кнутом, возница должен был управлять своей телегой или экипажем, придерживаясь левой стороны.
А в каких странах левостороннее движение существует до сих пор?
Отмечу, что в нашей стране единое правостороннее движение (для пешеходов, извозчиков и карет) было принято в 1752 году вследствие указа русской императрицы Елизаветы Петровны.
А вообще, в мире достаточно нередкими были случаи, когда всей стране приходилось заново подстраиваться под новые правила. Почему? Если какое-либо государство соседствовало и активно поддерживало экономические отношения со своими имеющими правостороннее движение соседями, правительству рано или поздно приходилось принимать решение о принятии общих норм. Например, подобным образом пришлось поступить бывшим британским колониям в Африке. А после окончания японской оккупации направление движения было изменено в Южной Кореи и КНДР.
Самой последней страной из данного списка оказалась Швеция, правительство которой подошло к этому вопросу очень осознанно и заранее тщательно спланировало весь необходимый перечень действий. За четыре года до введения реформы была создана специальная комиссия, которая должна была разработать, а потом воплотить в жизнь целый комплекс необходимых мероприятий. И вот, наконец, в начале сентября 1967 года ровно в 4:50 по местному времени весь транспорт страны был обязан остановиться и спустя 10 минут возобновить движение, но уже по правой стороне дороги. Кроме этого, в первое время был введен специальный, ограничивающий скорость, режим.
Существуют ли еще страны с левосторонним движением? Да. Причем эти государства достаточно далеко расположены друг от друга. Посудите сами: Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия, Сингапур, ЮАР, Япония и целый ряд стран Африканского континента.
Жители этих государств, конечно же, воспринимают данное непривычное направление движения как должное, а вот туристам чаще всего рекомендуется не рисковать, а стараться прибегать к услугам местных водителей или таксистов.
Как получилось, что в разных странах автомобили движутся по разным сторонам дороги
Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет. Универсальный ответ — так сложилось исторически.
Почему в России правостороннее движение?
В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение. У нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.
Почему в Великобритании левостороннее движение?
В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее. В 1756 году всех на дорогах в королевстве обязали придерживаться левой стороны. Штраф за нарушение был весьма внушительным — фунт серебра.
Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?
Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.
Другая версия историческая. В Римской империи (в 45 году нашей эры Рим завоевал Британские острова) легионы ходили по левой стороне дороги. Это объяснялось тем, что легионеры держали мечи в правой руке и при встрече с неприятелем им было выгодней находиться с левой стороны, чтобы враг сразу попадал под удар. Впоследствии Римская империя пала, но так как Великобритания — это остров, там левостороннее движение так и осталось.
Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.
Почему в Австралии левостороннее движение?
С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.
Почему в Японии левостороннее движение?
Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?
Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.
Исторически сложилось, что в большинстве стран именно правостороннее движение. А левостороннее — исключительно в Англии и некоторых ее колониях, а также в Японии. Это делает достаточно неудобным трансфер автомобилей из одних стран в другие и не позволяет большинству автовладельцев приобрести японский или английский автомобиль мечты. Зачем же сохраняется эта традиция и как это вообще возникло?
Английское левостороннее движение
Многие английские традиции восходят ко временам Римской империи. Тогда легионеры ходили по левой стороне дороги, так как носили вооружение в правой руке. Большинство из них было правшами, это было удобно в бою. При нападении легионеры более эффективно отражали атаки, если шли слева, а оружие держали справа.
За легионом ехал обоз с едой и сменным вооружением, а также с бытовыми принадлежностями. Потому езда по левой стороне стала английской традицией. В дальнейшем британцам было не до смены стороны дороги, и они так и оставили все на своих местах.
Почему в России ездят по правой стороне
Многочисленные исторические источники свидетельствуют о том, что в России всегда ездили по правой стороне. А точнее — по колее, то есть по центру дороги. В старые времена покрытий не было, и обозы ехали просто по земле. Летом почва утаптывалась в колею, зимой — в «полоз» для саней. По правой стороне обозы разъехались. ПДД тогда не было, поэтому объезжал тот, который первый встретил другой обоз. Такие вещи нигде не были прописаны и регулировались этикетом.
Странно, но Петр Первый не был тем, кто ввел правила разъезда и движения. Их ввела Екатерина Вторая, она приказала обозам разъезжаться по левой стороне, и держаться левой стороны, когда движешься в городе.
Многие страны унаследовали левостороннее движение от Британии, которая вела активную завоевательную деятельность. На сегодняшний день традиция ездить как англичане сохранилась в Австралии.
В Скандинавии пытались ввести левостороннее движение, но оно не прижилось. Так в Швеции настолько старательно избавлялись от «английской привычки», что заставили водителей поменять сторону в 4.50 утра..
Англия сегодня сохраняет свою сторону движения только в силу традиции. А Россия активно борется с «праворульными» автомобилями, считая их причиной аварий.
Как думаете, обоснованно ли в современном мире иметь левостороннее движение?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В Великобритании популярно мнение о том, что левостороннее движение в стране является наследством еще римской оккупации. Захват еще «варварской» Британии «цивилизованными» римлянами произошел в 45 году до н.э. Сразу после этого римляне стали превращать остров (фактически) в свою ресурсную колонию. На юге теперешней Англии располагалось множество рудников и каменоломен. Однако, римляне захватили британские острова не полностью, на севере региона все еще оставались «беспокойные местные».
Для решения экономических и военных задач в Британии стали строить дороги, которые в первую очередь имели стратегическое значение. Быстрая переброска пеших римских легионов по Республике (на тот момент) требовала наличия сети хороших дорог. Есть все основания полагать, что движение по этим дорогам для рядовых граждан и торговцев было «условно левосторонним». У римлян все рядовое движение по дороге происходило по левой стороне, так как правая сторона отводилась для марширующих легионеров. Эту догадку подтверждают многочисленные исследования сохранившихся до наших дней мощеных дорог римлян.
Таким образом, значение левой стороны дороги для повседневного движения могло легко перекочевать в правовую и бытовую культуру местных жителей, сохранившись в том числе после того, как Западная Римская Империя распалась.
Существует и иная версия. Некоторые исследователи указывают на то, что причиной законодательного закрепления левостороннего движения в Великобританию может быть морское дело. Все потому, что по морским традициям Англии, корабли всегда должны были обходить друг друга только с левой стороны.
Как бы то не было, левостороннее движение было и остается весьма странной и в тоже время интересной традицией. Кстати, Британская Империя принесла левостороннее движение во многие другие страны, которые раньше были ее колониями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Понятия право- и левостороннего движения применяют для обозначения способа разъезда встречных транспортных потоков. В левостороннем случае транспорт должен разъезжаться правыми боковинами, то есть находиться по правую руку друг к другу, а в правостороннем – левыми.
Ещё много веков назад выяснилось, что единый для всех порядок езды обеспечивает безопасность движения, значительно сокращая количество заторов и лобовых столкновений. Законодательно левостороннее движение было закреплено английскими властями в 1756 году. За несоблюдение правила взимался штраф в размере фунта серебра.
Можно выделить две основные версии того, почему в середине восемнадцатого века Англия определила для себя именно передвижение по левую сторону дороги.
Римская версия
Согласно этому варианту событий левостороннее движение “привезли” в Англию римляне, в 45 году н.э. захватившие Британские острова.
В Древнем Риме была распространена именно такая организация движения. Это обусловлено тем, что оружие легионеры держали в правой руке – следовательно им было тактически выгоднее перемещаться по левой части дороги (на случай непредвиденной встречи с врагом). В этом случае противник оказывался со стороны рубящей руки.
В защиту этой теории свидетельствуют результаты археологических раскопок. В 1998 году в графстве Уилтшир (юго-запад Англии) была обнаружена каменоломня римлян. Левая колея дороги, расположенной подле неё, по сравнению с правой, выглядела более разбитой.
Морская версия
Морские традиции оказали существенное влияние на культуру нации. По существовавшим в старину правилам английский корабль обходил встречное судно именно с левой стороны. Следовательно, этот закон мог распространиться и на сухопутное движение.
В актуальных на сегодняшний день международных правилах судоходства утверждено правостороннее движение.
Влияет ли сторона движения на безопасность
Специалисты утверждают, что сторона передвижения по трассе на безопасность никак не влияет, это вопрос привычки и опыта водителя. Однако можно отметить ряд недостатков при езде на праворульных автомобилях в правосторонних странах и на леворульных – в левосторонних. Так, если перед машиной движется грузовик или автобус, возникают трудности с обзором. Можно не заметить встречного транспорта, обгон становится проблематичным. Но зато у водителя появляется возможность выхода не на проезжую часть, а на тротуар.
Ещё одно затруднение, возникающее в автомобилях с правым рулём – это расположение коробки передач с левой стороны от водителя. Всё-таки у большинства людей ведущая рука – правая и им переключать скорость удобнее именно ей, а приходится левой.
Что касается поездов, электричек, метро и трамваев, то в этих случаях тип движения совсем никакого влияния на безопасность не оказывает. Кстати, не всегда направление железнодорожного транспортного потока совпадает с автомобильным. Существуют правосторонние страны с левым вектором перемещения на железных дорогах . А в Индонезии автомобили едут по левой половине трассы, а железнодорожный транспорт – по правой колее.
Где ещё левостороннее движение
Ещё в середине двадцатого века Великобритания была империей со множеством колоний. После получения статуса независимости в большинстве из них сохранился привычный тип передвижения.
Причиной появления “левизны” на дорогах Японии стала политическая дружба руководства страны с британскими властями. В 1859 году сэру Рутерфорду Алкоку, послу королевы Виктории, удалось убедить правление островного государства принять левостороннее движение.
На сегодняшний день по левой стороне дороги принято ездить на территории 52 стран. В Европе с Великобританией солидарны Ирландия, Кипр и Мальтийская Республика. В Азии это Япония, Индия и граничащие с ней Пакистан, Непал, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка и Мальдивы, а также Тайланд, Индонезия, Восточный Тимор, Бруней, Сингапур и Малайзия.
Среди государств Северной Америки левой стороны в процессе езды придерживаются на Багамских Островах, в Антигуа и Барбуда, в Сент-Люсии, в Доминике, в Сент-Китс и Невис, в Гренаде, на Барбадосе, в Сент-Винсент и Гренадинах. Что касается Южной Америки, то здесь можно выделить Гайану, Суринам, Тринидад и Тобаго.
Страны, расположенные на юго-востоке Африканского континента также сохранили левостороннее движение. Это: Уганда, Кения, Танзания, Замбия, Мозамбик, Малави, Зимбабве, Южная Африканская Республика, Лесото, Эсватини, Ботсвана, Намибия, Маврикий и Сейшельские острова.
Австралийский союз также относится к государствам, утвердившим езду по левой половине дороги. Есть такие и среди соседствующих с ним стран Океании. В Новая Зеландии, Королевстве Тонга, Папуа-Новой Гвинее, на Фиджи, Соломоновых Островах, в Тувалу, Науру и Самоа тоже соблюдают левостороннее движение.
Левосторонние участки встречаются и в странах, где утверждено правостороннее движение. Например, улица генерала Лемонье в Париже; Высокий переулок в Одессе; разъезд на ул. Лескова в Москве и набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге.