Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Пора ли ставить зимнюю резину? Можно ли это сделать самому? Как и где лучше хранить второй комплект колес? Отвечаем на эти и другие вопросы, связанные с переобувкой автомобиля на зиму.

Когда нужно переобуваться по закону?

С начала декабря до конца февраля Техрегламент (п.п 5.5 ТР ТС 018/2011) разрешает использовать автомобиль только на зимних или всесезонных шинах (а также запрещает шиповки с начала июня до конца августа). При этом КоАП РФ не предусматривает ответственности за нарушение Техрегламента. А в Правила дорожного движения эти требования до сих пор не включены (см. ПДД РФ, «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п.п 5.5) — значит штрафа за обувку не по сезону пока нет.

Установленные периоды использования шипованных и летних шин на данный момент носят лишь рекомендательный характер.

При какой температуре рекомендуют ставить зимнюю резину?

Специалисты-шинники рекомендуют переобувать машину на зиму при установившейся среднесуточной температуре ниже +5…+7⁰С, либо накануне первого гололеда. Некоторые автомобили сами подскажут, когда пора ставить зимнюю резину — на панели приборов появится индикатор в виде «снежинки», предупреждающий о возможном обледенении дороги.

Изучив историю погоды в московском регионе за последние 5 лет, мы пришли к выводу — в эти годы оптимально было бы менять резину в двадцатых числах октября. Например, вот первые дни с отрицательной температурой в Москве за последние несколько лет:

  • 09.11.2020;
  • 29.10.2019;
  • 27.10.2018;
  • 22.10.2017;
  • 24.10.2016.

А тут рекомендованные даты переобувки для разных уголков России. Загляните в список — наверняка, найдете свой город или тот, что находится неподалеку. Эти же даты можно принять за ориентир и в 2022 году.

Если вы живёте в средней полосе России и не желаете рисковать, ожидая наступления настоящей зимы, то переобувайтесь в конце октября — начале ноября.

Как хранить колеса?

Держать шины нужно в прохладном, темном и сухом помещении с вентиляцией, избегая контакта с бензином и маслом.

Колёса в сборе лучше подвесить за диски или сложить горизонтально друг на друга, предварительно спустив их до 1 атм. Покрышкам без дисков место на стеллаже. Поставьте их вертикально бок о бок.

Правильное хранение поможет шинам оставаться в форме до следующего сезона.

Так надо хранить шины, снятые с дисков — вертикально. Шины на дисках подвешиваем, либо складываем стопкой друг на друга.

Так надо хранить шины, снятые с дисков — вертикально. Шины на дисках подвешиваем, либо складываем стопкой друг на друга.

Инструкция по самостоятельной замене шин

Подготовьте колёса, проверив давление и определив место установки каждого. У «направленных» покрышек стрелка рядом с надписью «Rotation» на боковине подскажет, в какую сторону должно крутиться колесо при движении вперед. Комплект из таких шин в сборе с дисками содержит два «правых» и два «левых» колеса. «Ненаправленные» и «асимметричные» готовы занять любую позицию. Правда, последние требуют правильной сборки — их лицевая (наружная) сторона отмечена словом «Outside».

Поставьте автомобиль на ровной площадке. Затяните ручной тормоз, включите первую передачу на «механике» или режим парковки в автомате. По возможности установите противооткатные упоры. Достаньте инструмент и ослабьте болты (гайки) на пол-оборота.

Домкратом приподнимите машину так, чтобы покрышка оторвалась от дороги на 1–2 см. Открутите и поменяйте колесо. Закрутите болты (гайки) и затяните их надёжно, но без фанатизма — прыгать на «баллоннике» не нужно.

Более подробную информацию о замене колёс вы найдёте в Руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

Советы по переобувке и эксплуатации

  1. Заранее проверьте состояние зимней резины. Обратите внимание на протектор. Зимой запрещено использовать шины с остаточной глубиной рисунка менее 4 мм (штраф 500 рублей по ст. 12.5 КоАП РФ).
    Определите возраст покрышек (последние 4 цифры DOT-кода. Из которых первая пара обозначает номер недели, а вторая — год производства). Со временем резина теряет свои свойства, потому шины старше 10 лет зимой лучше не использовать.
    Если покрышки шипованные, оцените состояние и количество уцелевших шипов. Потеря нескольких штук не страшна. При утрате более 10% ухудшение сцепных свойств на льду будет ощутимо. «Критическое» значение 50% — если «гвоздиков» осталось меньше половины, удовлетворительного зацепа на льду уже не не будет.
  2. Не экономьте на безопасности. По Правилам, на одну ось можно ставить только одинаковые шины (размер, модель и т.д.). Кроме того, если вы предпочитаете шиповки, то ошипованными должны быть все четыре колеса. Штраф за нарушение небольшой (штраф 500 рублей по ст. 12.5 КоАП РФ), куда страшнее попасть в аварию.
  3. Выполняйте перестановку колёс, чтобы добиться равномерного износа шин, тем самым продлить им срок службы. К тому же покрышки с одинаковой глубиной протектора комфортнее и безопаснее. Особенно в сложных погодных условиях. Так, например, наиболее изношенные шины имеют большую склонность к аквапланированию.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Похолодание заставляет автомобилистов задуматься о переходе с летней резины на зимнюю. При выборе стоит руководствоваться манерой вождения и качеством машины. Новичкам подойдут шипованные шины, которые позволяют уверенно чувствовать себя на заснеженной дороге. А опытные водители могут присмотреться к фрикционной резине.

Автомобилисты в 2022 году могут столкнуться с новым ценником в шиномонтажных мастерских. По мнению автоэксперта, главного редактора автомобильного издания Quto Максима Ракитина, шипованные шины подорожают на 5-7%. Увеличение цены происходит каждый год и не зависит от экономической ситуации. Когда температура воздуха опускается ниже +5 градусов, то стоимость шин возрастает до максимальных значений.

Источник фото: unsplash

По словам Ракитина, на рынке может возникнуть дефицит некоторых видов шин, и из-за этого тоже вырастет стоимость. Пока что не ясно, смогут ли российские альтернативы зарубежным моделям удовлетворить покупательский спрос.

Перспектива дефицита и приближение сезонного подъема цен — это не повод для срочных покупок. Специалист уверен, что брать шины стоит тогда, когда это удобно.

Когда менять резину

Автоэксперт Иван Стайлов объяснил «360», что при выборе зимних шин стоит обратить внимание на манеру вождения и качество машины. «Переобуваться» стоит в первой декаде или середине октября. Специалист отметил, что это самое лучшее время для смены шин.

«К концу октября ночью минусовая температура и выпадает снег. Если автовладельцы не поменяли шины и выезжают на следующее утро на летней резине, то увеличивается их тормозной путь. А поскольку навыки вождения не у всех высокие, то возникают аварии и заносы вплоть до гибели автомобилиста», — заметил Стайлов.

Источник фото: unsplash

Нерадивые автомобилисты, обратил он внимание, создают опасные ситуации не только для других водителей, но и для пешеходов. Автоэксперт напомнил, что при дневной температуре +5 градусов стоит приехать в шиномонтажную мастерскую и менять резину.

Выбор зимних шин

Существует два типа зимних шин — шипованные и фрикционные без шипов, или «липучки». Последний тип делится на европейский вариант и скандинавский. По словам Стайлова, европейская резина без шипов предназначена для более мягкой зимы при небольших температурах и малом количестве снега. А скандинавская хорошо подходит для сурового климата. Стайлов уверен, что россиянам стоит использовать не шипованные скандинавские шины.

Фрикционные шины предпочтительнее для эксплуатации, когда тает снег. На заснеженной местности машина с ними становятся неуправляемой. По очищенной городской дороге лучше ездить с «липучкой».

Шипованные шины подойдут для новичков, поскольку они позволяют уверенно себя чувствовать на дороге, благодаря хорошему сцеплению. Главный плюс шипов — возможность выбраться из льда, а автомобилист на заснеженной дороге чувствует себя практически как на асфальте. Но у такой резины есть и минусы — при оттепели снижается качество управления и повышается уровень шума.

«Очень тяжело ездить, даже если у вас гидроусилитель руля. Такая резина очень плохо себя ведет на участках, где мало снега. Но если вы катаетесь за город, то шипованная резина однозначно нужна», — рассказал Стайлов.

Те же, кто хорошо чувствует машину, могут выбирать для себя любой вариант. Стайлов отметил, что в среднем зимние шины служат два-четыре сезона в зависимости от манеры вождения. По мнению автоэксперта, шипованная резина прослужит меньше фрикционной.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Ноябрь – самый холодный и горячий месяц одновременно. Самый холодный он для летних шин, которые значительно теряют в своих эксплуатационных характеристиках уже при температуре ниже +5°С – ну а ноябрь в большинстве регионов уже гарантированно означает первые заморозки. Самый же горячий он для работников шиномонтажа, которые неустанно «переобувают» машины в преддверии зимнего сезона. Но перед тем, как напялить то, что вы извлекли из гаража или с балкона, на колеса своего автомобиля, стоит внимательно это осмотреть и серьезно подумать: не пора ли купить новую зимнюю резину?

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

Н а самом деле, процедура «самодиагностики» зимних шин лишь немногим сложнее таковой для летних. Но если в том случае единственным официальным фактором, влияющим на возможность эксплуатации резины, была лишь высота протектора (причем весьма лояльная – до 1,6 миллиметра), с зимней резиной все чуточку сложнее.

Основных диагностических процедуры здесь, впрочем, тоже всего две: первая – тщательный осмотр шин на предмет проколов, порезов и «шишек», а вторая – замер остаточной высоты протектора.

Третья процедура проистекает, скорее, из здравого смысла: помимо остаточной высоты протектора стоит оценить и «остаточную ошипованность» каждого колеса. Разумеется, резиновая смесь в отсутствие шипов своих свойств не теряет, но полагать, что «беззубая шиповка – это полноценная липучка», все же излишне оптимистично.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

По букве закона

Первым документом, регулирующим использование зимней резины, по-прежнему является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», вступивший в силу с 1 января 2015 года. Он гласит, что по закону: «запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период. Также запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства». Иными словами, обязательной является установка зимних шин как минимум на период с декабря по февраль. При этом наличие на них шипов, разумеется, не оговорено, главное – чтобы они были промаркированы соответствующим образом: значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S».

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Стоит отметить, что этот пункт техрегламента четко дает понять, что никаких рейдов и проверок, касающихся установки зимней резины с 1, 15 или 25 ноября, ГИБДД проводить не должна: зимняя резина обязана появиться на автомобиле не позднее 1 декабря. Однако руководствоваться в этом вопросе стоит не законодательными актами, а здравым смыслом:

как только среднесуточная температура опускается ниже +5°С, стоит всерьез озадачиться вопросом «переобувки», ведь даже в отсутствие снега любой дождик может обозначать гололед и начало «дня жестянщика».

Второй документ, строго регламентирующий применение зимних шин, – это Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В нем четко указано, что остаточная глубина рисунка протектора у зимних покрышек должна составлять не менее 4 мм. Более того, этот документ, в отличие от техрегламента, предусматривает и наказание за нарушения: согласно части 1 статьи 12.5 КоАП нерадивого автовладельца могут оштрафовать на 500 рублей. Отдельно стоит отметить, что запрет на эксплуатацию и штраф также распространяется и на любителей устанавливать шипованную резину лишь на одну ось автомобиля, и на тех, чья машина имеет разные шины на одной оси.

Помните: установка ошипованных шин только на одну ось – это не только огромная ошибка, грозящая опасностью вам и окружающим, но и потенциальная дыра в вашем бюджете.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Резюмируем все вышесказанное

Итак, из всех условий и регламентов, описанных выше, можно составить вполне четкую схему проверки того, готовы ли вы к зимнему сезону.

  • среднесуточная температура воздуха составляет менее +5-7°С;
  • зимних шин у вас как минимум 4, для установки на обе оси автомобиля, при этом как минимум две пары из них должны быть одинаковыми по конструкции и рисунку для попарной установки на разные оси, но все 4 шины должны быть либо ошипованными, либо неошипованными;
  • остаточная высота протектора для всех шин составляет не менее 4 мм;
  • ни одна из шин не имеет пробоев, порезов, разрывов, «грыж» и отслоений;
  • остаточное число шипов (на ошипованных шинах) составляет не менее половины.

Если все вышеперечисленные условия соблюдены, вы готовы к надвигающемуся зимнему сезону.

Завершая разговор об эксплуатации зимних шин, стоит упомянуть еще пару нюансов. Во-первых, перед установкой шипованной резины стоит оценить не только количество, но и состояние шипов. Ржавчина и легкая деформация – не повод для беспокойства, но если шипы можно извлечь из покрышки буквально пальцами, то скорее всего, их посадочные места уже критически изношены, и резина может не дожить до конца сезона. Ну а во-вторых, даже если «шиповка» износилась, не стоит «добивать» ее летом: тот же технический регламент Таможенного союза запрещает эксплуатацию транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период.

В процессе активного таяния снега под ласковым весенним солнцем каждый рачительный автовладелец задумывается о замене зимних шин на летние. Когда лучше всего менять резину на летнюю в 2022 году?

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Как мы рекомендовали ещё осенью — при повышении среднесуточной температуры более +5 С°. В таких условиях смеси, из которых изготовлены летние шины уже начинают «работать», т.е. в полной мере могут выполнять свои функции. Одновременно, по сравнению с зимними шинами, летние экономят своему владельцу не только топливо, но и ресурс. Ведь зимние шины тяжелее и сильнее изнашиваются при положительных температурах.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Получается в итоге, если у вас колеса с летней и зимней ошипованной шинами, то произвести замену зимних на летние весной потребуется течение трех весенних месяцев: с марта по май. А перед зимой — с сентября по ноябрь.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Надеюсь, мне в полной мере удалось раскрыть тему весенней замены шин. Остается только пожелать вам угадать с прогнозом погоды и всегда иметь возможность кому-то перепоручить поднимать ваши все увеличивающиеся в диаметре и весе колеса.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Каждую осень автолюбители задаются вопросом, когда же лучше всего менять летнюю резину на зимнюю. Общая рекомендация такова: «Когда среднесуточная температура достигает +5 по Цельсию!». Именно поэтому на многих современных автомобилях при понижении температуры до +4 С° на панели приборов появляется предупреждение в виде мигания этого самого значения, сопровождаемое звуковым сигналом.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Касательно последнего варианта сразу стоит предупредить желающих сэкономить: зимние шины летом не только хуже держат дорогу (длиннее тормозной путь), но и быстрее изнашиваются. Единственное их разумное применение – на мокром бездорожье. Но и в этом случае лучше «разориться» на грязевую резину с маркировкой – МТ (Mud Terrain) или хотя бы AT (All Terrain).

Получается в итоге, если у вас колеса с летней и зимней ошипованной шинами, то произвести замену перед зимой следует с сентября по ноябрь. Весной менять колеса потребуется течение весенних месяцев: с марта по май.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Рекомендация по замене зимних шин на летние зеркальна: когда среднесуточная температура превысит заветные +5 Сº. Именно с этого значения температуры начинают «летние» смеси шин начинают работать. Исключение – возможные резкие ночные похолодания. Поэтому среднестатистический опытный автомобилист меняет зимние шины на летние, когда на дворе устойчивые +5 Сº и выше, а ночные заморозки не прогнозируются.

Еще много споров вокруг: «Что лучше: иметь колеса в сборе или каждый сезон осуществлять шиномонтаж»? Мол, шинам (бортовой зоне и корду боковины) это вредит. В теории все так – дешевле и проще менять колеса в сборе: когда шина смонтирована на колесо (в обиходе – «диск»). На практике мой более чем 20-летний опыт и моих знакомых (6-7 сезонов уже) показал: ничего криминального с шинами не происходит, если сотрудники шиномонтажа имеют необходимый и достаточный опыт. Кстати, многие уже начали пользоваться такой удобной опцией как выездной шиномонтаж. Если интересно, пишите в комментариях, расскажу об этом рынке и стоимости услуг.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Популярные вопросы и ответы

Когда менять резину на зимнюю по закону?

— На уровне федерального законодательства прописано, что езда на шипованной резине запрещена в июне, июле, августе, на летней резине — все три зимних месяца. При этом в зависимости от погодных условий регионы могут корректировать данные периоды. Например, обязать автомобилистов ездить на зимней резине с октября по март. Водители вправе устанавливать зимой не шипованную резину (так называемую «липучку»), эксплуатация ее в летний сезон не запрещена и не карается штрафом. Сменить комплект покрышек на зиму в 2022 году рекомендовано до 1 декабря, если региональные власти не установят более ранний срок. С наступлением тепла отправляться на шиномонтаж можно после того, когда среднесуточная температура воздуха устанавливается на отметке не ниже +7 градусов, — отвечает технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов.

Существует ли штраф за отсутствие зимней резины в холодное время года?

Законом ограничено использование шипованной резины до 1 июня и наоборот За использование колес не по сезон водители будут оштрафованы на 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП.

Сколько лет можно использовать комплект зимней резины?

— Средний срок службы зимней резины составляет шесть сезонов, по истечению которых рисунок протектора покрывается трещинами, в которые начинают попадать химикаты и разрушать внутренние слои и каркас покрышки. Если в резине были проколы, то ее нельзя использовать более двух сезонов. Период эффективности покрышек зависит от производителя: европейские пригодны для эксплуатации примерно 50 000-60 000 км пробега, отечественные — 20 000-40 000 км, китайские — 50 000-80 000 км, — рассказал Максим Рязанов.

Когда покупать зимнюю резину?

— Оптимальный период для покупки зимних покрышек — август-сентябрь. В эти месяцы спадает ажиотаж по приобретению летних шин, а склады заполняются ассортиментом «липучек» и шипованной резины. С учетом действий предсезонных скидок покупка может быть выгоднее на 5-10%. Цены на летние покрышки максимально высоки в апреле-мае, поэтому выгодно их приобрести после завершения летнего сезона, — рассказал эксперт.

14 октября 2020

Кажется, уже никого не надо убеждать в том, что шины на автомо­билях нужно периоди­чески менять. Как минимум два раза в год — с летних шин на зимние и наоборот. Но, уверены, многие в межсезонье задаются вопросами: уже пора или ещё нет? Переждать, пока схлынут очереди на шино­монтаж или, наоборот, пере­обуться заранее, до их появления? Определить оптимальный момент для смены резины сложно — как минимум потому, что человече­ство до сих пор не научилось строить стопроцентно точные прогнозы погоды. Но даже планируя эту операцию «на глазок», стоит учесть некоторые правила и рекомендации специалистов, про которые мы и расскажем.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Что требует закон

Использование шин не по сезону запрещено во многих странах. Так, например, в Финляндии разре­шено ездить на шипо­ванной резине исключи­тельно с 1 ноября по 31 марта, а любые летние шины оказы­ваются вне закона с 1 декабря по 28 (29) февраля. Похожие ограни­чения, отлича­ющиеся по большому счёту только датами, есть и в Прибалтике. Даже в странах, где шипы запрещены (например, Чехия и Германия), ездить круглый год на одних и тех же покрышках тоже не получится — при нарушении сроков «пере­обувки» полиция выпишет штраф.

В России долгое время сезонное использо­вание шин не регламенти­ровалось. Однако уже несколько лет действует Техниче­ский регламент таможенного союза ТР ТС «О безо­пасности колёсных транс­портных средств», в котором подобная норма есть. Пункт 5.5 документа гласит: «Запрещается эксплу­атация транспортных средств, не укомп­лектованных зимними шинами, удовле­творяющими требова­ниям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавли­ваются на всех колёсах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государ­ственного управления государств – членов Таможенного союза».

Проблема в том, что за нарушение этого правила водителей пока не штрафуют: нет соответ­ствующей статьи в КоАП РФ. Но МВД недавно опубликовало проект нового Перечня неисправ­ностей и условий, запрещающих эксплуатацию автомо­билей, являющегося приложением к основному тексту Правил дорожного движения. Фактически он унифи­цирует требования Технического регламента с ПДД, и в нём как раз запрещается эксплуатация шин не по сезону (в том числе шипо­ванных – летом). А поправки в Админи­стративный кодекс уже преду­сматривают за это штраф по статье 12.5 КоАП – как ожидается, в размере 500 рублей. Новые правила пред­лагают ввести в действие с 1 июля 2021 года.

Понятно, что эти требования слишком формальные ввиду очевидных климатических различий среди регионов России (хотя местные власти имеют возможность регламенти­ровать период использо­вания зимних шин по своему усмотре­нию). Так когда же в реальности нужно отправляться на шино­монтаж? Более точные рекомендации на этот счёт есть у специ­алистов – производителей шин.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Когда переходить с летних шин на зимние

Делать это стоит не в первый снегопад и даже не с появлением льда на утренних лужах, а заметно раньше. Дело в том, что необходи­мость сезонной смены покрышек диктуется не только отличиями в протекторе летних и зимних шин разного типа. Для летних покрышек используется резина, которая не рас­считана на низкие температуры. На холоде она теряет эластич­ность (как говорят в народе, «дубеет»), что приводит к снижению как сцепных свойств шины, так и комфорта при движении.

Осенней температурной границей, за которой эти потери становятся уже серьёзными, специалисты считают отметку +7°C. Если средне­суточный показатель, с учётом ночных похолода­ний, стал ниже — ездить на летней резине как минимум рискованно. И посещение шиномонтажа лучше не откладывать, даже если днём ещё тепло.

Увы, далеко не все следуют этой рекомендации, затягивая с пере­обувкой до первого гололёда. Обычно это мотивируют нежела­нием слушать шум, создава­емый шипами на асфальте. А также опасениями, что шипы при движении по сухой дороге будут активнее изнашиваться и теряться.

Однако потеря нескольких шипов окажется сущим пустяком в сравнении с послед­ствиями возможного ДТП, если авто­мобилю не хватит сцепления уже «дубовых» от холода летних шин. И тем более, если они попадут на тонкий слой льда, появив­шийся на дороге холодной ночью. В первую очередь это происходит на мостах и путе­проводах, которые замерзают быстрее земли.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Когда переобуваться с зимних шин на летние

Зимние шины, в отличие от летних, в холода остаются достаточно эластичными, обеспечивая хорошее сцепление с ледяным, снежным или просто холодным покрытием. Они сварены из более мягкой резины, которая не так сильно теряет свои свойства на морозе.

Однако у этого есть и оборотная сторона: в тёплую и тем более жаркую погоду зимние шины становятся настолько мягкими, что уже плохо сопротив­ляются нагрузкам, возникающим при движении — говорят, что резина «плывёт». Кроме того, с ростом температуры прогрессивно ускоряется износ зимних шин. Тем более что их протектор не очень подходит для цепкого асфальта.

Но если с переходом на «зиму» лучше не оттягивать, то для обратной «переобувки» временной коридор шире. Не стоит спешить на шиномонтаж, даже если сугробы уже растаяли: неожиданный атмо­сферный фронт из Арктики может в один день вернуть гололёд на дороги. Да, он продер­жится недолго, но и этого времени может хватить, чтобы попасть в неприятности.

А главное, для зимних шин диапазон комфортных температур шире. По мнению специ­алистов, заметным структур­ным измене­ниям, способным всерьёз повлиять на безопас­ность, зимние покрышки подвергаются лишь при температуре выше +15°C. Поэтому поменять резину можно в любое время, как только по ночам темпера­тура перестанет опускаться ниже всё тех же +7°C.

В общем, выбирая подходящее время для сезонной «переобувки», не стоит привязы­ваться к конкретной дате на календаре. Наш климат меняется. Если пять лет назад первые заморозки, например, в средней полосе России отмечались в середине октября, то сейчас темпера­турный режим может потребовать визита на шино­монтаж лишь в ноябре. В любом случае, заплани­ровав эту операцию, загляните предвари­тельно в прогноз погоды – хотя бы на ближайшие дни. Чтобы ненароком не стать жертвой какой-нибудь шутки природы.

А если вы ещё не купили зимние покрышки, то подобрать их можно прямо на Авто.ру, где представлено больше 2 миллионов предложений от магазинов по всей России.

В России зимние шины должны быть установлены на все легковые автомобили не позднее 1 декабря. Но многие автолюбители начинают переобуваться уже с середины октября.

Во-первых, потому что помнят: Россия — страна погодных сюрпризов. Во-вторых, стремятся избежать очередей в шиномонтаже. В-третьих, не забывают про правило «семи градусов».

Производители: смотрите на термометр

Переходить на зимнюю резину, когда среднесуточная температура достигнет +7 °С, рекомендуют производители шин. Но у них свой интерес. В теплую погоду протектор зимней шины изнашивается быстрее. Глядишь, два-три сезона — и автовладелец придет в магазин за новыми шинами.

Испытатели: смотрите на дорогу

Вопреки сложившемуся мнению, первый «день жестянщика» случается не в снежный, а в теплый осенний день.

Обычно он происходит по одному сценарию — в корму оттормозившегося на летних шинах автомобиля влетает переобутая в «зиму» машина. Причина проста — на асфальте безо льда (не важно, сухом или мокром) любые зимние шины (как шипованные, так и фрикционные) тормозят хуже летних.

Почему? Вспомните: все производители зимних шин рекламируют, как правильно они смогли изрезать блоки протектора множеством ламелей.

Для сцепления со снегом и льдом — отлично! Но на асфальте зимняя резина как бы «переступает» по жесткой поверхности своими микроламелями. Поэтому и продольная, и поперечная устойчивость автомобиля оказывается хуже, чем на летних шинах с крупными блоками.

Ламель зимней шины можно отогнуть, наклонить пальцем. Сделать то же самое с цельным блоком летней шины не получится.

Ламель зимней шины можно отогнуть, наклонить пальцем. Сделать то же самое с цельным блоком летней шины не получится.

И это доказано (результаты испытаний)

Журнал «За рулем» неоднократно проверял тормозные свойства шин на границе их температурного диапазона. Причем в компанию к зимним шинам подключали летние, а к летним — зимние.

Из результатов, приведенных в таблице, видно, что даже при температуре минус 5°С автомобиль на зимних шинах при торможении со 100 км/ч «проскочит» на 6–8 м дальше, чем на летних. А это полтора-два корпуса машины.

Из результатов, приведенных в таблице, видно, что даже при температуре минус 5°С автомобиль на зимних шинах при торможении со 100 км/ч «проскочит» на 6–8 м дальше, чем на летних. А это полтора-два корпуса машины.

Шинная группа сделала интересные выводы. При температуре ниже +7 °С сцепные свойства шин действительно ухудшаются. Но не у всех! К тому же изменения не настолько страшны, чтобы при +5 °С срочно «переобуваться».

Например, автомобиль на отличных зимних шинах Michelin Х-Ice даже при —5 °С имел гораздо больший тормозной путь, чем на летних. А с ростом температуре преимущество «лета» только увеличивалось.

Здесь несколько летних шин конкурируют с тремя зимними. При торможении с 80 км/ч тормозной путь и проигрыш зимних шин в метрах уменьшаются, но потеря есть! Возможно, это не только цена бампера, но и цена жизни.

Здесь несколько летних шин конкурируют с тремя зимними. При торможении с 80 км/ч тормозной путь и проигрыш зимних шин в метрах уменьшаются, но потеря есть! Возможно, это не только цена бампера, но и цена жизни.

Осенью после переобувки будьте готовы, что сцепные свойства зимних фрикционок на сухом асфальте будут хуже на 6–10% даже при температуре асфальта не выше +5 ºС. Поэтому использовать летние шины при околонулевых температурах асфальта не опасно.

Переобулся слишком рано. Как мне себя вести?

Предельно осторожно. Будьте готовы, что управляемость вашей машины станет хуже. Помните о потере тормозной динамики своего автомобиля после переобувки. Да и поперечные силы подламывающиеся ламели шин воспринимают хуже. Не ждите прежнего «держака» в поворотах, какой был на летних шинах.

Аварии в первый снежный день? Дело не в шинах!

Классическим «днем жестянщика» принято считать утро, когда выпадает первый снег и дороги становятся скользкими.

Обычно винят в авариях тех, кто не переобулся. На деле автомобили на зимних шинах в первый снежный день управляются не лучше, чем машины на «лете». И многие аварии случаются из-за уверенности водителей в превосходстве зимних шин.

Так что в первый снежный день больше шансов избежать аварии у водителей, которые трезво оценивают возможности разгонной и тормозной динамики своего автомобиля, его устойчивость в повороте. Именно на тех шинах, на которых застала непогода.

Интенсивность запросов о том, какие зимние шины выбрать, когда менять и какой тип лучше, традиционно возрастает по мере падения температуры окружающей среды. Шипованные или фрикционные? А правда, что всесезонные держат дорогу не хуже? Дорогие покупать или сойдут и более бюджетные? Поскольку эти вопросы повторяются из года в год, мы совместно с онлайн-гипермаркетом 21vek.by решили сделать краткий гайд по зимним шинам.

Наш эксперт — Роман Образовский, руководитель шинного сервисного центра TyrePlus. Работает в этой сфере уже более 10 лет.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

1. Когда нужно «обувать» зимние шины? На что ориентироваться — на дневную, ночную или среднюю температуру?

«Производить замену шин на зимние лучше не по календарю, а при среднесуточной температуре менее 7 градусов по Цельсию, — рекомендует Роман. — При преодолении этого порога резиновая смесь летних шин начинает работать значительно хуже, что напрямую влияет на безопасность. При этом не будем забывать, что по законодательству в период с 1 декабря по 1 марта можно передвигаться только на автомобилях, оборудованных зимними шинами».

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

2. Как маркируются зимние шины в ТС и ЕС? Есть ли различия и какие могут быть нюансы? К примеру, пустят ли в ЕС, если на шинах есть только обозначение M+S?

По нашему законодательству, в зимний период можно эксплуатировать шины со следующими обозначениями: 3PMSF (три горных пика и снежинка внутри), М+S, M&S, M. S, M S или All seasons. В странах ЕС, как правило, все аналогично. Разница заключается в том, что где-то использование зимних шин является обязательным в зимний период, где-то — лишь при определенных погодных условиях. Ну и в большинстве стран ЕС запрещена шипованная резина.

Из всех перечисленных маркировок только 3PMSF может ставиться на шину после прохождения перечня определенных испытаний в зимних условиях, все остальные маркировки могут быть поставлены по желанию производителя.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

3. Что такое всесезонные шины? Подходят ли они для эксплуатации в белорусских условиях?

«Большое количество производителей предлагает всесезонные шины, — рассказывает Роман. — Но я не считаю, что они подходят для нашего климата. К сожалению, невозможно сделать так, чтобы шина работала одинаково хорошо при широком диапазоне температур, на разных типах поверхности и т. д. Наша компания все-таки рекомендует использовать сезонные шины».

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

4. Как правильно выбрать зимние шины?

Есть ли различия при эксплуатации преимущественно в городских или преимущественно загородных условиях? Как мы уже писали выше, сделать идеальную шину для всех условий эксплуатации невозможно. Поэтому при подборе резины необходимо учитывать следующие факторы: 1) место эксплуатации (город, частный сектор, трасса); 2) стиль вождения; 3) автомобиль.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

5. Как отличить «европейскую» зимнюю шину от «скандинавской»? И какие между ними принципиальные различия в цене, потребительских характеристиках?

Самое главное отличие европейской и скандинавской «зимы» — состав резиновой смеси. Еврозима, как правило, более жесткая, рисунок протектора менее агрессивный. Такая резина хорошо показывает себя на мерзлом асфальте, при «мокрых» осадках и при более мягком температурном диапазоне (до −15 градусов).

Шины скандинавского типа будут значительно мягче. Это сделано для сохранения эластичности при низких температурах. Протектор у такой резины более агрессивный, с ярко выраженными блоками, «плечи» шины имеют пилообразный срез. Модели такого типа отлично чувствуют себя при температуре ниже −15—20 градусов, на рыхлом и укатанном снегу, на обледенелых покрытиях. При околонулевых температурах скандинавская шина будет более валкой, что сказывается на управляемости авто.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

6. Гарантирует ли зимняя шина из премиальной линейки преимущество перед шиной из средней или бюджетной ценовой категории?

«Главная особенность премиальных шин в том, что они дают максимальный баланс характеристик (разгон, торможение, управляемость на мерзлом асфальте, снегу, льду, комфорт, ходимость и т. д.), — поясняет специалист. — У нас принято считать, что при покупке премиального товара идет большая переплата за сам бренд. Доля правды в этом действительно есть, но давайте не будем забывать, что премиальные модели не имеют права на ошибку. А для того чтобы получился первоклассный продукт, нужно вкладывать большие деньги в разработку, что напрямую влияет на конечную стоимость премиальной шины. Безусловно, среди брендов средней и бюджетной ценовой категории тоже есть достойные модели, но они не дадут такого баланса всех характеристик».

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

7. Шипы или фрикционные шины? На какие факторы нужно обращать внимание при выборе?

«Самый главный фактор — условия эксплуатации. Есть места, где без шипованных шин делать нечего. На мой взгляд, в условиях нашей зимы нет острой необходимости в покупке шипованных шин, но это уже вопрос личных предпочтений. Против шипов говорят такие показатели, как шум и управляемость на голом асфальте. В европейских странах шипы запрещают из-за выделяемой при их стирании металлической пыли. Причина именно в экологии, а не порче дорожного покрытия», — уточняет Роман.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Огромный выбор шин, а также других товаров для авто — в онлайн-гипермаркете 21vek.by. Бюджетные и премиальные бренды, доставка в любую точку страны, собственные пункты выдачи в Минске и регионах, оплата заказа любым удобным способом, в том числе частями — на 21vek.by удобно выбирать и приятно покупать.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Триовист», УНП 190806803.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Казалось бы очевидные вещи, да? Но каждый год возникают одни и те же вопросы. Каждый год я даю по этому поводу очередной комментарий в СМИ. И каждый год кто-нибудь из журналистов переставляет мои слова в вольном порядке до полной потери смысла. Так вышло в этот раз с Комсомолкой. И я решил написать для вас подробную методичку, а журналистам теперь буду просто давать на неё ссылку.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Когда менять резину?

Для зимних и летних покрышек температура воздуха 7 градусов Цельсия является пограничной. Жёсткие летние шины при температурах ниже плюс семи начинают терять сцепные свойства, а мягкие зимние быстрее изнашиваются при температурах выше. Определить наступление заветных среднесуточных плюс семи очень просто — при таких температурах дают отопление. Пощупал батарею, тёплая — пора переобуваться, холодная — значит пока ещё можно не ходить в гараж за колёсами.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Как правильно эксплуатировать резину?

Во-первых, покрышки не должны быть старыми. Даже при отсутствии видимого износа шины начинают терять свойства уже спустя четыре года с момента производства. Даже если они не эксплуатировались, они были подвержены разрушительному влиянию света — их главного врага. Не поленитесь перед установкой и особенно перед покупкой проверить дату производства — это очень легко, она указана на боковине в овальном штампе и состоит из четырёх цифр, первые две — это неделя производства, а последние две — год. Бывают штампы с тремя цифрами — это означает, что шины были выпущены до 2000 года, но вы такие встретите разве что в музее.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Во-вторых, все четыре покрышки должны быть одинаковыми. С идентичным рисунком протектора, желательно близкой датой изготовления и равномерным износом. Добиться равномерного износа очень просто — достаточно следить за углами установки колёс (в простонародье «сход-развал») и периодически, не реже чем раз в семь тысяч километров перекидывать колёса крест-накрест.
Неравномерно изношенные колёса могут обескуражить ваших электронных помощников — ABS, ESP и прочие EBD, и уж точно лишат уверенности при повороте и торможении даже очень опытного водителя.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

В-третьих, правила дорожного движения предписывают остаточную глубину протектора 4 мм, при отсутствии индикаторов износа. Изношенные шины — это слишком много дополнительных расходов, начиная от штрафа 500 рублей по 12.5 ч.1 КоАП, и заканчивая оплатой ущерба пострадавшему в ДТП по вашей вине. Кроме того, изношенные шины регулярно травят по ободу и проколоть их намного легче. Дешевле купить новые.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Как правильно выбрать резину?

Правило номер один — зимняя резина бывает только с маркировкой в виде снежинки в горной вершине с тремя пиками. Никаких всесезонок не бывает. Это не работает ни летом, ни особенно зимой!

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Аналогичную маркировку «M+S» (mud/snow — грязь/снег) имеют практически все грязевые покрышки, которые редко работают на снегу и никогда на льду. Отсюда правило номер два — зимняя резина бывает только шипованной.
Липучки придумали как компромисс для тех регионов, где шипы запрещены. Это не означает, что хорошие фрикционные шины не работают совсем, но они всегда уступают шипованным. Пусть порой и на какие-то сантиметры тормозного пути, но на зимней дороге цена жизни измеряется в долях секунды и сантиметрах. Опять же, всё лучшее в мировом автопроме всегда достаётся спорту, например, супершип. А вот «суперлип» не бывает.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

И наконец правило номер три — чем дороже, тем лучше. Так называемые «премиальные» шины — это не переплата за бренд. Резина — не трусы от Рики Чои. Это высокотехнологичное изделие, а технологии стоят денег. Количество, форма и размер ламелей, состав резины, технология посадки шипов и их форма сильно отличаются в зависимости от цены покрышки. А это в свою очередь и тормозной путь, и водоотведение, и износостойкость.
Но это не означает, что дешёвая зимняя шипованная резина не работает. Работает, просто хуже дорогой. У этого правила, кстати, бывают исключения. Поэтому выбирать надо не только кошельком, но и головой. Рекомендую перед покупкой погуглить тесты шин. Мне очень нравится, как это делает АвтоРевю.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Съёмки теста грязевых шин на снегу для программы Белая полоса Кирилла Цивинюка, ныне продюсера видео-проектов АвтоРевю.

Как правильно менять резину?

Конечно, в шиномонтажной мастерской. Никаких самостоятельных замен на домкратах в гараже! Если только в вашем гараже не завалялся современный балансировочный станок. Неотбалансированные шины быстрее изнашиваются, убивают ходовку, рулевое и сильно влияют на управляемость автомобиля. А балансировать колёса нужно после каждого монтажа, после сезонного хранения, после каждых 10 000 километров пробега, а порой и после езды по плохим дорогам.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Даже для суровых диагональных покрышек дороги бывают плохими. Фото с одного из наших автопробегов Весенний слалом

Кстати, если вы купили китайскую резину и не можете её отбалансировать, делюсь лайфхаком — попробуйте развернуть клапан (в простонародье «сосок») в противоположенную часть покрышки от той, где стоит жёлтая метка. Да, это неправильно, но с моими Comforser CF 3000 проканало. Видимо в ту смену на заводе работали растерянные дальтоники — жёлтую с красной перепутали, а красную вообще не поставили.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

Как отличить хорошую шиномонтажку от плохой? Очень просто. В хорошей шиномонтажке есть динамометрический ключ, он непыльный и лежит под рукой. Если колёса вам закручивают пистолетом, то вы в плохой шиномонтажке и скоро поедете в автомагазин за новыми колёсными шпильками. А ещё в хорошей шиномонтажке всегда есть медная смазка для обработки ступиц.
Никогда диски не прикипали? Мы однажды лупили запаской вдвоём по заднему колесу моего Паджерика в Караканском бору, после того, как колодки заклинило и диск прикипел.
А ещё в хорошей шиномонтажке вам всегда предложат промазать обода герметиком, даже если шины и диски у вас абсолютно новые. И это не чтобы денег с вас содрать, а чтобы вы к ним не заезжали подкачать колёса после очередного перепада температур.

Между шипами и «липучкой». Принципы выбора зимних шин

И самое главное правило!
Соблюдайте безопасную дистанцию, скоростной режим и тренируйтесь. Не ленитесь клюнуть в тормоз, если сомневаетесь в держаке, только посмотрите предварительно в зеркала. Это поможет вам понять, что у вас под колёсами. Пустите тачку в боковое скольжение на пустой парковке торгового центра, только убедитесь, что рядом с вами никого нет. Это поможет вам вспомнить, как надо безопасно поворачивать. Узнайте, где в вашем городе проводят ледовые гонки и запишитесь в свободный трэк-день, чтобы не терять навыки управления на скользкой дороге.
И тогда зимнее вождение не будет вас пугать, а станет приносить удовольствие.

Но на всякий случай наши шинные эксперты сделали мини-тест: хоть раз ответите «нет» — вам все же нужны шиповки.

На ваши вопросы отвечают наши эксперты:

Неоднократно слышал, что переобуваться на зиму лучше в середине октября — так, мол, безопаснее. И так поступают приятели, которые на зиму ставят липучки. А у меня — шипы. Когда переобуваться? (Дмитрий, Москва)

Существует два варианта, как выбрать правильный момент установки шипованных шин.

Первый — переобуваться, когда среднесуточная температура воздуха падает ниже порогового значения +7 ⁰С. Либо сделать это накануне первого гололеда. Так вы будете готовы к встрече с обледенелой в ночные и утренние часы дорогой. Правда, в дневное время еще пару-тройку недель, а то и месяц придется вхолостую цокать шипами, пока не придет настоящая зима. Не волнуйтесь за шипы — современные шины не теряют их при езде по асфальту. Если, конечно, не издеваться над ними — постоянно трогаться с пробуксовкой и резко тормозить.

Такой подход наиболее универсальный и безопасный, а значит и самый предпочтительный.

Второй — более рискованный. Подождать, пока установится зимняя погода, а потом переобуться. Он подойдет тем, кто ездит, в основном, днем, когда солнце уже прогрело воздух и дорогу. Главное — быть готовым к тому, что неожиданное ухудшение погоды может заставить на день-другой воздержаться от поездок на автомобиле, обутым в «лето».

Нужно ли клеить знак «Шипы»? Штрафовать за это будут? (Елена)

Сейчас необязательно устанавливать на стекло треугольник с буквой «Ш». И очень разумно, что такое требование отменили.

Раньше этот знак предупреждал водителя, что перед ним автомобиль, который может остановиться на льду гораздо быстрее — на нем установлены зимние шипованные покрышки. Фрикционок тогда не было, а сейчас каждая пятая проданная зимняя шина — «липучка». И они успешно конкурируют с «шиповками» даже на льду, не говоря уже о других зимних покрытиях — на снегу шипы не помогут улучшить сцепление, а на асфальте и вовсе будут мешать. Вот почему знак «Шипы» не просто утратил актуальность, а скорее превратился в анахронизм.

Обязательно ли ставить зимние шины? Я всю жизнь езжу только на летних. У нас зимы почти не бывает. (Армен, Сочи)

В зимний период (с декабря по февраль) запрещено ездить на автомобиле, если он не «обут» в зимние шины (у них на боковине знак в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё и/или обозначением «M+S»), остаточная глубина рисунка протектора которых не менее 4 мм.

На сегодня наказания за использование летних шин зимой не предусмотрено (оштрафовать могут только за недостаточную глубину канавок протектора). Однако если попадете в аварию, вину могут списать на вас, потому что нарушаете запрет использования транспортного средства в зимний период без зимних шин. Говоря проще, используете шины не по сезону. А у страховой компании будет лишний повод, чтобы отказать вам в выплате.

Кроме того, даже на юге страны бывает снег и гололед. Потому на зимней резине все-таки безопаснее. Обратите внимание на фрикционные шины «европейского» типа. Они лучше шиповок и «скандинавских» фрикционок на асфальте, хотя и уступают тем и другим на льду.

Езжу зимой мало, шины выглядят как новые. Но они же стареют и от времени. Зимние шины покупал вместе с автомобилем восемь лет назад. Не пора их менять? (Федор Михайлович, Тверь)

Обратите внимание на глубину канавок протектора. Зимой запрещено использовать шины с остаточной глубиной рисунка менее 4 мм. Скорее всего, в вашем случае протектора осталось намного больше. Но вы правы — смотреть надо и на возраст шины. Определить его можно по маркировке DOT-кода на боковине шины — последние 4 цифры указывают на дату производства. Первая пара — порядковый номер недели, вторая — год производства. Со временем резина теряет свои свойства, потому шины старше десяти лет зимой лучше не использовать.

Если шины шипованные, оцените еще состояние и количество оставшихся шипов. Несколько потерянных на колесе погоды не сделают — сцепные свойства шин на льду ухудшаются, если выпала десятая часть «гвоздей». А если уже больше половины, то удовлетворительного зацепа на льду не будет — стоит присматривать новые шины.

Не знаю, что выбрать: шипы или липучку? (Иван)

Предлагаем несложный тест. Если хотя бы в одном случае, вы скажете «нет» — берите шипованные шины.

  1. Фрикционные шины существенно снижают сцепление на льду при проскальзывании (блокировке и пробуксовке колес, а также боковых скольжениях). Проскальзывания предотвращают электронные системы безопасности — ABS, антипробуксовочная система, система стабилизации и прочие. Ваш автомобиль оборудован ими?
  2. Вы хорошо чувствуете, в каких местах дорога может быть особенно скользкой, и проезжаете их с повышенной осторожностью, без заносов и сносов.
  3. У вас нет необходимости регулярно преодолевать обледеневшие подъёмы и спуски (тут «липучки» проявляют наибольшую слабость по сравнению с шипами).
  4. Вы много передвигаетесь по трассе и для вас важен комфорт, в том числе акустический. Ведь фрикционок нет одного из главных недостатков «шиповок» — повышенного шума.
  5. Вы не ездите по льду ради развлечения. «Липучки» управляются в скольжениях хуже «шиповок» и не позволят эффективно использовать спецприемы управления автомобилем. Потому и удовольствия доставят меньше.

Произнесли хотя бы один раз «нет» — покупайте шипованные шины. Подобрать подходящие по характеристикам и цене помогут наши тесты.

Липучки действительно также хорошо держатся на льду, как и шипы? Или это все маркетологи придумали? (Семен Михайлович, Москва)

Явного преимущества у шипов перед липучками сегодня действительно нет. Хорошие фрикционные шины цепляются за лед примерно также, как средние шиповки. А на сильном морозе они держат лучше, чем шипованные.

Вот какое соотношение сцепных свойств шипованных и фрикционных шин на льду при различной температуре мы подметили:

  • (0⁰C … —13⁰С) — преимущество за шипованными шинами
  • (-13⁰C … —17⁰С) — паритет
  • (-17⁰C … —25⁰С и далее) — преимущество за фрикционными шинами. Впрочем, это соотношение зависит не только от температуры, но и от состояния льда, влажности воздуха, солнечной активности. Например, при очень ярком солнце шиповки могут оказаться лучше липучек и при —20⁰C … —25⁰C. И, конечно, результаты будут сильно плавать при сравнении разных моделей шин.

На моей машине покрышки за предыдущую зиму растеряли около трети шипов. Это норма для современных шин? Или это брак и надо обращаться с претензией к производителю — пусть меняет? (А. Шувалов. Санкт-Петербург)

При правильном использовании современные шины почти не теряют шипы. Обычно значительные потери происходят по следующим причинам:

  • Пренебрежение обкаткой. Первые 500 км нужно ездить аккуратно без резких ускорений и торможений. Обкатка помогает шипам занять устойчивое положение в посадочной лунке;
  • Агрессивное вождение. Частые резкие маневры вызывают чрезмерную подвижность шипов, из-за чего они выворачиваются из протектора;
  • Интенсивный износ резины (например, из-за нарушения углов установки колёс). Износостойкость шипов и резины подбирается производителем так, чтобы они изнашивались «синхронно». А слишком быстрый износ протектора нарушает этот баланс. В результате выступание шипов увеличивается до критических значений и они выворачиваются из посадочных мест;
  • Заводской брак.

Если вы уверены, что шипы повылетали не по вашей вине, обратитесь с претензией к производителю. Большинство компаний идут навстречу покупателю и меняют бракованные шины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector