Во‑первых, за время обкатки нужно стереть с протектора тонкий поверхностный слой резины. Он жестче, чем основная масса смеси протектора, а потому более скользкий.
Образуется во время вулканизации из-за непосредственного контакта с горячей поверхностью пресс-формы, почти как похрустывающая корочка при жарке картофеля. Некоторые производители усложняют пресс-форму, создавая на поверхности шашек протектора микронеровности, чтобы повысить сцепление на новой шине на период обкатки. Они стираются вместе с верхним слоем резины, но к тому времени в контакт с дорогой вступает более мягкий и «цеплючий» компаунд.
Во‑вторых, из ламелей (разрезов) на шашках протектора надо удалить смазку, занесенную туда пресс-формами. Она обеспечивает выскальзывание изложниц с протектора уже сваренной шины без повреждения сложных 3D-ламелей.
По этим причинам обкатка «фрикционок» должна быть агрессивнее, чем шиповок. Надо аккуратно тереть и шевелить шашки, а также раздвигать ламели и разрезы, то есть разгоняться, тормозить и поворачивать в меру активно. Обкаточный пробег — 300–500 км.
Подобной прикатки требуют и уже использованные шины после летнего хранения — но тут хватит 100–200 км.
И обкатку, и «разминку» лучше проводить на чистом асфальте, до появления на дороге снега и льда. Не опасайтесь, что асфальт «съест» мягкую резину. Современные материалы обеспечивают достаточную прочность протектора. Если, конечно, не дрифтить по грубому, как наждак, асфальту.
Многие автомобилисты задаются вопросом — нужна ли обкатка новых шин? Другие и вовсе без предварительной обкатки, после смены изношенных шин, продолжают ездить, как обычно. Поэтому через некоторое время покрышки начинают плохо тормозить, они скользят и хуже управляются. Через пару недель новые шины начинают слушаться хозяина, потому что произошла обкатка резины, хоть и не по правилам. Ведь обкатка новых шин, будь то летняя резина или зимние покрышки, должна проходить с соблюдением определенных правил.
Шины — довольно сложная конструкция. Автомобильная резина состоит из нескольких слоев каучука, стали и текстильного волокна. Для того, чтобы все компоненты покрышки «притерлись» между собой, каждой шине необходим период обкатки. Во время вулканизации форма покрышки покрывается смазкой, чтобы резина не прилипла. Небольшая часть этой смазки остается на поверхности протектора шины, и способствует уменьшению сцепления во время езды. Для обкатки шин достаточно проехать несколько сотен километров в довольно спокойном режиме, избегая сильных ускорений, неожиданных торможений и очень резких поворотов.
Обкатка летних шин
Обкатка летней резины — намного проще, чем обкатка зимней шины. Для того, чтобы у летней шины эффективно проявились сцепные свойства, нужно предельно аккуратно проехать первые 100 км. Этого расстояния достаточно для обкатки, летняя резина «притрется» к дороге. После ночной стоянки шину сначала стоит прогреть. А во время езды не нужно газовать и совершать резких маневров.
Обкатка зимних шин
Динамика автомобиля на новой зимней резине кардинально отличается от езды на летней. Зимняя шина отличается большой глубиной и шириной протектора. Конструкция шины для зимних дорог обеспечивает эффективную тягу в глубоком снегу или на льду. Помимо стирания специальной смазки с протектора, обкатка зимой служит для того, чтобы водитель смог ознакомиться с тягой машины и характеристиками управляемости на зимней резине.
После того, как установили новые шины, несколько сотен километров необходимо проехать с легким ускорением, с плавными поворотами и торможением. Разгон разрешен до скоростей, предусмотренных конструкцией покрышки. Значение индекса скорости указано в маркировке шины .
Обкатка шипованных зимних шин
Особого подхода требует обкатка шипованных шин. Шипы должны встать на свое место, иначе во время агрессивной езды они просто потеряются. Автомобиль желательно переобуть в шипованную резину до знаменитого дня жестянщика, то есть до выпадения первого снега. Тогда зиму авто на хорошо обкатанных шинах. Процесс обкатки зимних шипованных покрышек должен проходить перед морозами и до появления гололеда.
Почему обкатка шипованной резины по сравнению с другими зимними шинами происходит сложнее? Для того, чтобы понять причину, нужно обратиться к технологии изготовления шипованной покрышки. Шипы изготавливаются из вольфрамовой карбидной иглы. От 80 до 100 шипов вместе с цилиндрическим металлическим пазом вставляются в шину. Обычно для облегчения спайки шипа с каучуком отверстия дополнительно смазываются специальным веществом. Затем каучук раздвигается, и в это отверстие вставляется шип, который потом сжимается каучуком.
Во время езды в течение первых сотен километров шипы должны занять свое оптимальное положение: приподняться, опуститься. В этот период должна испариться смазка в пазах. Для обкатки зимних шипованных шин необходимо от 300 до 500 км. аккуратной езды. Максимальная скорость обкатки — 60 км/ч. Во время движения не следует ускоряться, резко поворачивать и внезапно тормозить. Иначе шипы потеряются, а срок службы покрышек значительно уменьшится.
Кстати, на современные шипованные шины наносится индикатор обкатки. После того, как он пропадет с протектора, шину можно эксплуатировать не в «щадящем» режиме.
Обкатка зимних шин липучек
На обкатку нешипованных зимних шин липучек нужно 100 км аккуратного вождения. Данного расстояния достаточно, чтобы пленка из смазки, нанесенной перед вулканизацией, стерлась. В период обкатки зимних липучек нельзя превышать скорость 80 км/ч.
Покупая новые шины для автомобиля, водители забывают о необходимости их обкатки. А ведь любая резина должна проехать не одну сотню километров, прежде чем уровень её прочности и сцепления с дорожным покрытием достигнет заявленного производителем. И если летняя покрышка уже через 100 километров аккуратного вождения готова ко всяким дорожным неожиданностям, то зимняя требует намного больше внимания. Важно отметить, что обкатка важна не шинам, а автовладельцу.
Для чего обкатывать шины
И летняя, и зимняя автопокрышка состоит из нескольких материалов, различных по структуре и свойствам, скреплённых между собой слоями. Только с началом эксплуатации все элементы начинают полноценно взаимодействовать друг с другом. Однако чтобы результат этого взаимодействия не разочаровал владельца машины, важно пройти период обкатки.
Шипованная зимняя резина требует обкатки ещё и потому, что шипы должны занять правильное положение в протекторе. Дело в том, что в ходе изготовления шипованных шин используется специальная смазка, придающая дополнительную эластичность каучуку в месте соединения шипа и резины. Чтобы шипы и покрышка заработали вместе как единый механизм, необходимо первое время придерживаться пониженного скоростного режима. Если пренебречь этим правилом, половину шипов можно запросто потерять на дороге.
Зимние шины эксплуатируются при достаточно сложных погодных условиях, поэтому их обкатка не просто рекомендуется, но и является необходимым условием безопасности автомобиля. На мокрой, заснеженной или обледеневшей дороге новая резина поведёт себя крайне неуверенно, что ещё больше усложнит управление автомобилем.
Что учитывать при обкатке
Если шины обкатывались по всем правилам, то и срок их службы значительно увеличится, и сцепление с дорожным покрытием не подведёт. Вне зависимости от производителя, существуют основные правила обкатки зимней шипованной резины:
1) Температурный режим.
Не желательно начинать обкатку с наступлением холодов. Минусовая температура потребует от новой резины сразу полного включения в работу. Лучше заранее подготовиться к зиме и ещё до морозов переобуть колёса. В противном случае и шины будут изнашиваться неправильно, и автомобиль станет менее управляемым.
Шины хорошо обкатывать на ровной глади озера. Фото: portal-kultura.ru
2) Уровень давления в шинах.
И недостаток, и избыток давления в шинах значительно увеличивают их износ. Но что наиболее важно, шипы в приспущенных колёсах надолго не задерживаются. Не имея возможности закрепиться, они очень скоро выпадут.
3) Ограничение скорости – не более 60 км/ч.
Обкатка шин – не время для лихачества. Необходимо запастись терпением и без лишних скоростных нагрузок на резину проехать не менее 500 километров.
4) Спокойный стиль вождения.
В период обкатки ездить нужно как можно более аккуратно, избегая резких торможений и разгонов, заносов, пробуксовок и других элементов агрессивного вождения.
Шиповка шин своими руками под силу практически каждому. Как правильно ее проводить — узнайте здесь.
У нас вы найдете материал, в котором подробно описаны плюсы и минусы каско с франшизой. Смотрите, выгодно ли страховаться таким образом.
В этой статье есть информация о том, как утилизировать автомобиль в ГИБДД на специальных площадках.
5) Качество дорожного покрытия.
Глубокие ямы или высокие бордюры на пути автомобиля могут легко повредить не обкатанную резину. В этот период стоит выбирать ровную дорогу, чтобы потом чувствовать себя уверенно даже на бездорожье.
6) Обслуживание шин.
Чтобы избежать повреждений шин, нельзя забывать следить за чистотой протектора, периодически проверяя его на наличие камешков и других посторонних предметов. Важно помнить об ошибках при накачке шин. Эту процедуру желательно выполнять только в помещении, когда резина уже остыла, не превышая при этом давления в 2,8 бар.
7) Балансировка.
Обязательная первоначальная балансировка ни у кого не вызывает сомнений. Однако шипованные шины рискуют спустя время утратить баланс, ведь при обкатке некоторые шипы меняют положение относительно протектора – вдавливаются или, наоборот, слегка высовываются наружу. И, хотя изменения не критичны, они обязательно повлияют на увеличение расхода топлива. Поэтому, завершая процесс обкатки, автовладелец должен ещё раз заехать на балансировку.
Важные особенности обкатки шин
Не стоит экономить, приобретая зимнюю резину только на одну ось автомобиля. Все шины должны быть абсолютно одинаковыми по качеству, иначе значительно увеличивается риск, что в аварийной ситуации машина уйдёт в неконтролируемый занос. Лучше покупать покрышки сразу на четыре колёса, причём одного производителя и у одного продавца.
Определившись с покупкой, важно не забыть уточнить рекомендации производителя по поводу эксплуатации шин. Нюансы изготовления покрышек могут требовать особого скоростного режима, который лучше не нарушать, чтобы резина служила подольше.
Итог :
Некоторые производители покрышек наносят на них специальные индикаторы, которые помогают водителю следить за процессом обкатки. Только когда этот индикатор стирается, можно говорить об окончании обкатки и возврате к привычному для автолюбителя стилю вождения. Обкатанная зимняя шипованная резина – это безопасность водителя и пассажиров. И 500 километров крайне осторожного вождения – это наименьшая плата за спокойствие на дороге.
Покупая новые шины для автомобиля, водители забывают о необходимости их обкатки. А ведь любая резина должна проехать не одну сотню километров, прежде чем уровень её прочности и сцепления с дорожным покрытием достигнет заявленного производителем. И если летняя покрышка уже через 100 километров аккуратного вождения готова ко всяким дорожным неожиданностям, то зимняя требует намного больше внимания. Важно отметить, что обкатка важна не шинам, а автовладельцу.
Даже если резину не обкатывать, она будет работать, только вряд ли качество и долговечность этой работы устроит водителя.
Даже если резину не обкатывать, она будет работать, только вряд ли качество и долговечность этой работы устроит водителя.
Зачем нужна обкатка зимних шин
И летняя, и зимняя автопокрышка состоит из нескольких материалов, различных по структуре и свойствам, скреплённых между собой слоями. Только с началом эксплуатации все элементы начинают полноценно взаимодействовать друг с другом. Однако чтобы результат этого взаимодействия не разочаровал владельца машины, важно пройти период обкатки.
Шипованная зимняя резина требует обкатки ещё и потому, что шипы должны занять правильное положение в протекторе. Дело в том, что в ходе изготовления шипованных шин используется специальная смазка, придающая дополнительную эластичность каучуку в месте соединения шипа и резины. Чтобы шипы и покрышка заработали вместе как единый механизм, необходимо первое время придерживаться пониженного скоростного режима. Если пренебречь этим правилом, половину шипов можно запросто потерять на дороге.
Зимние шины эксплуатируются при достаточно сложных погодных условиях, поэтому их обкатка не просто рекомендуется, но и является необходимым условием безопасности автомобиля. На мокрой, заснеженной или обледеневшей дороге новая резина поведёт себя крайне неуверенно, что ещё больше усложнит управление автомобилем.
Как правильно обкатать зимние шипованные шины разных марок
Если шины обкатывались по всем правилам, то и срок их службы значительно увеличится, и сцепление с дорожным покрытием не подведёт. Вне зависимости от производителя, существуют основные правила обкатки зимней шипованной резины:
1) Температурный режим.
Не желательно начинать обкатку с наступлением холодов. Минусовая температура потребует от новой резины сразу полного включения в работу. Лучше заранее подготовиться к зиме и ещё до морозов переобуть колёса. В противном случае и шины будут изнашиваться неправильно, и автомобиль станет менее управляемым.
Шины хорошо обкатывать на ровной глади озера
2) Уровень давления в шинах.
И недостаток, и избыток давления в шинах значительно увеличивают их износ. Но что наиболее важно, шипы в приспущенных колёсах надолго не задерживаются. Не имея возможности закрепиться, они очень скоро выпадут.
3) Ограничение скорости – не более 60 км/ч.
Обкатка шин – не время для лихачества. Необходимо запастись терпением и без лишних скоростных нагрузок на резину проехать не менее 500 километров.
4) Спокойный стиль вождения.
В период обкатки ездить нужно как можно более аккуратно, избегая резких торможений и разгонов, заносов, пробуксовок и других элементов агрессивного вождения.
5) Качество дорожного покрытия.
Глубокие ямы или высокие бордюры на пути автомобиля могут легко повредить не обкатанную резину. В этот период стоит выбирать ровную дорогу, чтобы потом чувствовать себя уверенно даже на бездорожье.
6) Обслуживание шин.
Чтобы избежать повреждений шин, нельзя забывать следить за чистотой протектора, периодически проверяя его на наличие камешков и других посторонних предметов. Важно помнить об ошибках при накачке шин. Эту процедуру желательно выполнять только в помещении, когда резина уже остыла, не превышая при этом давления в 2,8 бар.
7) Балансировка.
Обязательная первоначальная балансировка ни у кого не вызывает сомнений. Однако шипованные шины рискуют спустя время утратить баланс, ведь при обкатке некоторые шипы меняют положение относительно протектора – вдавливаются или, наоборот, слегка высовываются наружу. И, хотя изменения не критичны, они обязательно повлияют на увеличение расхода топлива. Поэтому, завершая процесс обкатки, автовладелец должен ещё раз заехать на балансировку.
Обкатка зимних шин: важные особенности
Не стоит экономить, приобретая зимнюю резину только на одну ось автомобиля. Все шины должны быть абсолютно одинаковыми по качеству, иначе значительно увеличивается риск, что в аварийной ситуации машина уйдёт в неконтролируемый занос. Лучше покупать покрышки сразу на четыре колёса, причём одного производителя и у одного продавца.
Определившись с покупкой, важно не забыть уточнить рекомендации производителя по поводу эксплуатации шин. Нюансы изготовления покрышек могут требовать особого скоростного режима, который лучше не нарушать, чтобы резина служила подольше.
Итог
Некоторые производители покрышек наносят на них специальные индикаторы, которые помогают водителю следить за процессом обкатки. Только когда этот индикатор стирается, можно говорить об окончании обкатки и возврате к привычному для автолюбителя стилю вождения. Обкатанная зимняя шипованная резина – это безопасность водителя и пассажиров. И 500 километров крайне осторожного вождения – это наименьшая плата за спокойствие на дороге.
Статья журнала «За Рулем» 2015г.
Пока зимний сезон не вступил в полную силу на всей территории страны, мы хотим напомнить автовладельцам о том, почему новые зимние шины, и особенно шипованные, необходимо предварительно обкатать, и как это сделать правильно. Информация будет полезной как для начинающих водителей, так и для автомобилистов с опытом.
Обкатку зимних шин в обязательном порядке рекомендуют все шинные производители. Причины такой настоятельной рекомендации следующие:
1. Удаление смазки и консервирующих составов, которыми покрываются шины в процессе производства, а также для защиты от коробления, высыхания, промерзания или слипания друг с другом при хранении на складах. И хотя процесс обкатки для удаления такого слоя занимает немного времени, все же его обязательно нужно пройти во избежание потери управления во время скоростной езды или активного маневрирования. Даже такая неучтенная мелочь может стать неприятной причиной столкновения или аварии на зимней скользкой дороге.
2. Надежное закрепление шипов в посадочных гнездах протектора. Ни один технологический процесс производства не гарантирует на 100% вставку всех шипов на одинаковую глубину погружения. Кроме того, в посадочных гнездах новых шипованных шин может содержаться и та же смазка, и пыль, и другие мелкие частицы мусора.
Конечно, разброс по высоте и оси установки шипа тут не превышает сотых долей миллиметра. Но такого дефекта бывает достаточно для снижения ходовых характеристик, а иногда даже и для банального вылета шипов из протектора абсолютно новой шины. Поэтому для того, чтобы все шипы правильно встали на свои места и там закрепились, их нужно подвергнуть сначала небольшим нагрузкам, а уже затем возвращаться к привычной манере вождения. При правильной обкатке зимние шины без лишних огорчений могут прослужить и до 5-6 сезонов, в зависимости от стиля езды и пробега.
3. Адаптация навыков вождения и мониторинг вновь собранных колес. Переходить с летних шин и специфики летнего вождения на зимние покрышки сложнее, чем наоборот. Адаптация и коррекция водительских навыков тоже должна занять какое-то время, все зависит от стажа. Помните, что из-за своих особенностей, а также меняющихся климатических условий и дорожных покрытий, зимние покрышки отличаются чуть худшей разгонной динамикой и увеличенным тормозным путем, немного медленнее откликаются на рулевое управление по сравнению с летними шинами на летних дорогах.
Чтобы правильно обкатать новые зимние шины независимо от их класса или бренда, следует придерживаться основных правил, составленных самими производителями.
✅ Обкатка комплектом. Новые шипованные шины, как, впрочем, и фрикционные, нужно обкатывать комплектом и обязательно одной модели, надев их на все колеса автомобиля. В противном случае неравномерные нагрузки могут привести к ускоренному износу и протектора, и шипов. Более того, разные шины или частичная замена – это прямой путь к аварии на дороге.
✅ Температурный режим. Обкатывать и шипованные, и фрикционные зимние шины следует до наступления холодов. Лучшее время – осень, при устоявшейся дневной температуре воздуха не выше +7 °C, пока морозы еще не наступили. При минусовой температуре зимняя резина, можно сказать, переходит в “активный” режим эксплуатации, и ее надо предварительно к этому подготовить.
✅ Дороги. Желательно проводить обкатку на чистых асфальтовых дорогах, избегая обильных осадков в виде дождя или снега. Покрытие должно быть более-менее хорошего качества, так как не прошедшие обкатку новые зимние покрышки и шипы сильнее уязвимы перед механическими повреждениями. Не нужно ездить в это время по грунтовкам, проселочным и гравийным дорогам, даже если вы владеете внедорожником. Шипованные шины поначалу боятся ударов особенно, поэтому лучше не наезжать на бордюры, высокие люки и другие подобные препятствия, избегая по возможности и “лежачих полицейских”.
✅ Скоростной режим и продолжительность обкатки. Рекомендуемая максимальная скорость в период обкатки: 60-70 км/ч. В таком режиме на новых фрикционных шинах желательно проехать 300-500 км. Для шипованных покрышек пробег должен составить 500-1000 км, в противном случае может неприятно удивить факт частичной потери шипов.
Для облегчения контроля необходимого пробега при обкатывании шипованных шин многие производители оснащают свои новые модели специальным индикатором обкатки шипов. На таких покрышках можно увидеть мелкие узоры на резине, которые окружают все шипы. Это очень помогает следить за процессом, и когда индикатор окончательно стирается, значит этап обкатки шипованных шин можно считать завершенным в плане необходимого пробега и окончательного закрепления шипов в протекторе.
✅ Характер и манера езды. Обкатывая новую резину, нужно не только следить за дорожным покрытием и скоростью, но и за стилем езды, обходясь без экстренных торможений, пробуксовок и экстремального вождения. А для шипованных шин от плавного передвижения в этот период будет зависеть срок их службы на несколько лет.
✅ Контроль давления. В процессе обкатки новых зимних шин следует тщательнее обычного контролировать давление в шинах, рекомендованное автопроизводителем. Его избыток или недостаток значительно повышает износ резины, а в шипованных покрышках по этой причине не все шипы могут надежно зафиксироваться, что в результате приведет к их выпадению.
✅ Своевременный осмотр. Периодически стоит осматривать покрышки на наличие застрявших в протекторе мелких камней и прочих посторонних предметов. А кроме того, обращайте внимание на индикаторы обкатки шипов каждые 100 км пробега на всех шинах.
✅ Повторная балансировка. Если необходимость первоначальной балансировки колес не вызывает ни у кого сомнений, то к повторной операции после обкатки у некоторых водителей еще существуют вопросы. Здесь нужно помнить главное – новая шипованная резина после процесса обкатки, как правило, всегда немного разбалансировывается. Такое происходит потому, что новые шипы в этот период активно двигаются, принимая свое окончательное рабочее положение, и слегка вдавливаются или наоборот выступают. Эти изменения не критичны, но на разбалансировку все же влияют. Поэтому после окончания обкатки, особенно шипованной резины, рекомендуется провести балансировку повторно.
И напоследок, если во время правильной обкатки зимних шин вы вдруг обнаружите какие-либо дефекты, обращайтесь к продавцу. Повреждения, произошедшие не по вашей вине, могут стать причиной замены бракованного изделия по гарантии.
Всем удачи на дорогах в зимнем сезоне!
✋ Подписывайтесь на канал «Колеса Даром» и не забывайте делиться ссылками на наши публикации со своими подписчиками.😉 Мы стараемся информировать вас обо всем полезном и интересном в области шинной и автомобильной отрасли.🚘
Шины с шипами — самые востребованные шины зимних моделей, особенно в северных регионах нашей страны, так как за счет шипов сцепление колеса с обледенелой дорогой гораздо выше, чем при использовании нешипованной покрышки (на льду и неукатанном снегу). Увеличенное сцепление позволяет избежать рисков заноса, а дополнительные металлические зацепы значительно увеличивают тяговую силу и сокращают тормозной путь. Это общеизвестные факты, но много ли кто знает, что для действительно эффективной и долгой службы шипам нужна обкатка, иначе уже к концу первого сезона есть риск потерять чуть ли не половину «зубастой» армии.
Что же такое обкатка? Сказка маркетологов или суровая действительность? Для начала разберемся, как происходит ошиповка.
Ошиповка обычно производится на заводах. Количество и качество шипов жестко регламентируется европейскими правительствами, и все модели должны защитить свое право на существовании. Кстати, судя по последним моделям — чем больше шипов удается «воткнуть» в шину — тем лучше. Но тут стоит отметить, что зачастую сам процесс ошиповки производится на заводах, расположенных территориально не в Европе, а в России, например, для облегчения логистики. Так, например, Michelin и Pirelli производят ошиповку на своих заводах в Давыдово и Воронеже, а дальше уже развозят по другим странам. Шипы, к слову, производятся специальными компаниями, не производителями шин. Подробнее мы рассказывали в этой статье, там же рассмотрены последние выпущенные шипованные модели.
Но вернемся к самому процессу. Ошиповка может быть полностью автоматизированным процессом, который контролируется с помощью компьютера: компьютер, используя датчики находит гнездо каждого шипа и сажает его специальным щупом точно на свое место. При этом контролируя выступ шипа из протектора и силу вдавливания. Чтобы процесс прошел как более безболезненно, используется специальная смесь (а-ля мыльная) для облегчения вставки шипа. Процесс хорошо виден на видео ниже — с завода Michelin в Давыдово.
На этом обычно процесс заканчивается. Исключение составляет компания Continental, которая использует технологию «впаянный» шип. Технология заключается в следующем: на каждый шип наносится застывающая термоадгезионная смесь, и затем производится ошиповка заготовки шины (а не готовой шины, как предыдущем случае, а так называемой болванки). В процессе вулканизации (когда заготовка принимает нужную форму с заданным рисунком протектора конкретной модели) покрытие шипа и резиновая смесь спекаются, образуя прочное соединение.
В итоге измеренное усилие на вырывание шипа в среднем составило 500 Нм, что примерно в десять раз превосходит результаты при традиционной ошиповке. На сегодняшний день это один из лучших показателей в шинной индустрии.
Второй способ: ручная ошиповка. Как мы писали ранее процесс ошиповки не всегда происходит на том же заводе, где шина была произведена. Ручная ошиповка представляет собой довольно простой процесс, человек берет специальный щуп и шипы, и вручную, почти «на глаз», всаживает шипы в заготовленные лунки. Естественно, тут может не обойтись без ошибок: и шип «вверх ногами» вставить могут, и лунку пропустить — человеческий фактор, что поделать. Такое иногда встречается на китайских покрышках (не китайского производства известного завода, а китайского производителя, китайской марки). Кстати, этот же процесс происходит, когда желающий сэкономить автовладелец решает сделать доошиповку своей покрышки, только там используются не оригинальные шипы, а специальные — в пластиковой «обертке», которые затыкают своим объемом разношенные лунки выпавших/сломанных шипов, ну или имеют вкручивающуюся прямо в блок протектора основу. Но это уже отдельная тема.
Кстати, не надо путать шипованные и шипуемые шины!
Конструкция каркаса, строение протектора и состав шипованных шин изначально рассчитаны под установку шипов. Например, у протектора может быть нижний слой из плотной резины, которая надежно удерживает нижний фланец шипа, а состав резины и форма блоков верхнего слоя больше рассчитаны на сцепление с рыхлым снегом и асфальтом – за удержание на льду и снежном накате, в основном, отвечают шипы. Шипуемые шины, в свою очередь, изначально поставляются без шипов, но у них есть посадочные гнезда под ошиповку, и шипы на них можно установить даже в небольшой мастерской. Однако шипуемые модели стоит рассматривать как компромиссный вариант, по своим характеристикам они уступают специально разработанным шипованным шинам.
Итак, вернемся к обкатке.
На заводе установили шипы, НО вместе с установленным шипом в лунку обязательно попадет та жидкость, которая облегчает шипу «вход», воздух и потенциально микро-частицы производственного мусора. Теперь представим, вот вы переобули свой авто, и не заботясь о новой резине, стартанули, скорее всего по сухому асфальту (вряд ли вы меняете шины при -20С), по своим делам на скорости выше 90 км/ч. Что происходит в это время с шипами? Остатки мыльной жидкости с мелкими пузырьками воздуха, неровности асфальта (не льда, для которого шипы собственно и предназначены), резкие маневры — все это активно помогает шипам на новых покрышках выйти в свет, так сказать. И вот чтобы избежать потерь, ВСЕ производители рекомендуют сделать обкатку шин.
Чтобы избежать печального исхода, крайне желательно дать шипам окончательно занять устойчивое положение в посадочной лунке. Для этого первые 700-1000 километров лучше ездить без резких стартов и торможений, а также боковых ускорений, оптимальную скорость при этом рекомендуется держать в пределах 70 км/ч. Помимо того, что шип устойчиво встанет на свое место, при прогреве (от постоянного механического воздействия на него асфальтом) он спровоцирует процесс мини-вулканизации и впаяется в резиновую смесь покрышки, после чего достать его из лунку будет крайне затруднительно. Ниже представлены выдержки советов производителей.
Пришла зима — переобулись и поехали. Это правило знакомо всем водителям. Однако с появлением шипованных моделей автомобильных шин его пришлось заменить новым вариантом: «Переобулся, обкатал резину и поезжай куда хочешь». Ведь без обкатки вас подведут даже очень дорогие шины — равномерное погружение шипов в протектор не может гарантировать ни один производитель. Поэтому каждый водитель должен выучить правила смены сезонных шин и последующей обкатки зимней или летней модели.
Когда меняют автошины
По общепринятому правилу, летние автошины меняют на зимний вариант автомобильной обуви с первым похолоданием, когда температура опускается ниже +7 °C. Этой рекомендации следуют и европейцы, и американцы. Ведь летний протектор теряет эластичность еще до начала серьезных заморозков. Поэтому на место жестких шин для теплого времени года на диски автомобиля ставят мягкие модели для зимы.
Зимняя автошина может быть шипованной и гладкой. По рисунку протектора модели для зимы делятся на европейские (с V-образной формой насечки) и скандинавские (с ромбиками и квадратиками) варианты.
Гладкие липучки европейского типа выбирают жители южных регионов или горожане, проживающие по соседству с хорошо налаженной коммунальной службой. Они предназначены для чистого асфальта. Шипованный вариант нужен для движения по укатанному снегу и обледенелой дороге. На такой трассе шина с шипами сокращает тормозной путь на 25-30% и повышает управляемость при сложных маневрах, резком повороте или быстрой смене полосы движения.
Зачем и когда нужна обкатка новых шин
Обкатка шипованных шин — это общеобязательная процедура, которую рекомендуют все производители зимних моделей. Причина этой рекомендации скрыта в технологическом просчете — ни один производитель не может вставить шипы в протектор, выдерживая одинаковую глубину погружения. И хотя разброс по высоте шипа над уровнем протектора не превышает сотых долей миллиметра, этого дефекта достаточно для снижения ходовых характеристик и управляемости авто.
Чтобы избежать неприятностей на дороге водителю придется обкатывать шипованную автошину, двигаясь по зимней дороге с низкой скоростью и без резких маневров. Под весом машины и пассажиров шипы встанут на свое место, после чего водитель может забыть обо всех ограничениях и вернуться к привычной для него манере вождения.
Если вы не практиковали поездки «на шипах», обкатка поможет привыкнуть к новой динамике разгона и торможения.
Семь советов для начинающих по зимней обкатке новой шины с шипами
- Начинайте обкатку в последние дни осени, когда температура упала ниже +7 °C, но постоянные морозы еще не наступили. Правильный вариант погоды для обкатки: легкий мороз утром и вечером, при плюсовой температуре днем.
- Купите полный комплект зимних автошин, и обязательно одной модели. Разные шины или частичная замена — это прямой путь к аварии на дороге.
- После установки нового комплекта, запишите (или сфотографируйте) текущие показания одометра — это поможет отслеживать прогресс обкатки.
- Минимальная продолжительность обкатки зимних автошин — 500 км, рекомендуемая — 1000 км.
- Правильная обкатка предполагает ограничение скорости движения на отметке 60 км/час. Разгоняясь до больших значений на спидометре, вы нарушаете правила движения (в городской черте) и портите шипованные шины.
- После установки новых комплектов вам придется ездить не только медленно, но и плавно — без резких маневров и быстрых разгонов. От плавного движения будет зависеть срок службы шипованной автошины.
- Контролируйте правильное давление в шинах, измеряя его два раза в неделю (в понедельник и в пятницу).
Обкатываем шипованные автошины по индикатору — подводные камни и тонкости процесса
Если вы забыли зафиксировать показания одометра — не переживайте, вы сможете отследить продолжительность адаптации, ориентируясь на индикатор обкатки. На любой новой шине с шипами можно увидеть насечку-индикатор, которая окружает металлическую вставку. Когда индикатор сотрется об асфальт, шипованные шины считаются готовыми к длительным поездкам.
Процесс наблюдения за индикатором предполагает тщательный осмотр протектора. От этого действия можно получить дополнительную пользу, очищая протектор с новыми шипами от застрявших в нарезке камешков и других инородных предметов. Кроме того, к осмотру индикатора можно приурочить и другую контрольную операцию — проверку давления в шинах.
Если вы обули авто в шипованную модель, давление в шинах должно соответствовать назначенной производителем норме. Избыточное или недостаточное давление приводит к выпадению шипов по центру или краям протектора. Такое колесо стирается до «лысины» в течение одного зимнего сезона. Правильно накаченное колесо прослужит 3-4 зимы.
Как узнать уровень давления в автошинах
Правильное давление определяет производитель транспортного средства. От этого показателя зависит управляемость, проходимость и даже расход топлива. Поэтому правильное давление зависит от массы машины, допустимой скорости и даже времени года.
Правильную величину давления в шине можно уточнить в справочнике автопроизводителя или увидеть на табличке, закрепленной под крышкой бензобака или на стойке двери водителя. Причем этот показатель привязан к габаритам автошины (диаметру и ширине), предполагаемой нагрузке и принадлежности колеса к передней или задней оси.
Поэтому в таблице указывают несколько значений (в бар или кгс/см2) и если вы собираетесь обкатать резину в зимнее время, вам придется не только накачать колесо до правильного давления, но проверять этот показатель хотя бы раз в неделю, используя манометр. Иначе шипованный протектор лишится большей части металлических элементов и не сможет удержать автомобиль на льду.
При избыточном или недостаточном давлении индикаторы на протекторе изнашиваются неравномерно.
Казалось бы, какие сложности таит в себе сезонная смена шин? Установил под зиму «шиповку» и езжай! Однако в этом процессе есть важные тонкости, которые касаются, в первую очередь, установки нового комплекта резины. Его в обязательном порядке рекомендуется правильно прикатать. Только так можно добиться высокого ресурса комплекта и максимального сцепления с дорожным полотном.
Почему новые шипованные шины нужно обкатывать
Будучи только что сваренными и ещё не прикатанными, покрышки могут работать не на все 100% от своих возможностей. Это происходит по нескольким причинам.
Шипованные шины, в отличие от летних и фрикционных, касаются дороги не только резиновой смесью, но и металлическими «когтями». Этому типу шин в обязательном порядке показана правильная прикатка. В основном потому, что запрессовать все шипы в протектор на одинаковую глубину в процессе производства невозможно. Разброс по высоте ничтожно мал, он исчисляется сотыми долями миллиметра, но даже этой погрешности достаточно для снижения эксплуатационных характеристик и ухудшения управляемости.
Современные шипы – высокотехнологичные элементы. Но даже им требуется некоторое время, чтобы занять в протекторе своё, правильное положение. Шипы фиксируются с применением термоотверждающихся адгезивных составов и при неаккуратной обкатке могут выпасть. На новых покрышках шипы могут чрезмерно выступать над протектором. Это приводит к увеличению плеча приложения сил в пятне контакта. При прохождении пятна контакта на высокой скорости и при резком ускорении радиальная ось положения шипа отклоняется на больший градус, что способствует неправильному установлению шипа противоскольжения в толще резины. В процессе езды шипы нагреваются до степени плавления отдельных компонентов резиновой смеси шины вокруг «когтя». Это способствует улучшению контакта шипа к резиновой смеси.
В обкатке нуждаются не только шипы, но и протектор. В процессе изготовления шин резиновая смесь проходит вулканизацию в специальных формах. Внутренняя поверхность форм смазывается техническими жидкостями, а поверхность покрышки после производства получается гладкой. Хорошего «держака» мгновенно получить невозможно – до тех пор, пока наружный гладкий слой не сотрётся о поверхность дороги.
Сколько времени прикатываются шипы
На полноценную прикатку шипованных шин, по мнению ведущих производителей, в среднем требуется от 800 до 1 000 км. На пик сцепных свойств такие покрышки выходят лишь после обозначенного пробега. За этот период привыкает к особенностям поведения конкретного комплекта и сам водитель. По окончании периода обкатки шипы противоскольжения занимают правильное положение и успевают прочно зафиксироваться. Это приводит к существенному, иногда двукратному повышению срока эксплуатации всего комплекта.
Когда стоит начинать обкатку
Российские автомобилисты при смене летних шин на зимние предпочитают затягивать процедуру до появления устойчивого снежного покрова, но этот подход, по мнению шинников, себя не оправдывает. В действительности новый комплект шипованных шин нужно устанавливать чуточку раньше – чтобы успеть привыкнуть к покрышкам, правильно их прикатать и подойти к гололёду уже во всеоружии – с комплектом, способным работать на все 100% своих возможностей. Правильный вариант погоды для обкатки – лёгкий мороз утром и вечером при плюсовой температуре днём. Начинать процесс можно, когда температура падает ниже +7 градусов по Цельсию.
Где лучше обкатывать шиповку
Важно не только правильно подойти к времени обкатки, но и выбрать подходящие для этого дороги. В первые 800–1 000 км специалисты рекомендуют избегать езды по пересечённой местности, грунтовым и разбитым дорогам. Это должен быть либо приличный асфальт, либо бетонка. Нетрудно догадаться, что наилучшими условиями обладают городские дороги высокого качества (они в России встречаются далеко не везде). Но скакать по бордюрам при парковке нельзя даже в городе.
Секреты правильной прикатки
Многие шипованные шины снабжены специальным индикатором, который служит маркером, помогающим водителю понять, готов комплект к полноценной эксплуатации или ещё нет. Именно на него стоит ориентироваться, выбирая режимы движения на новых покрышках.
В период обкатки не рекомендуется превышать скоростной порог в 70–90 км/ч. Нельзя совершать резкие старты и остановки, проходить на высокой скорости виражи. Прежде чем начинать обкатку, рекомендуется записать показания одометра. Крайне важно поддерживать в новых шинах правильное давление: специалисты рекомендуют проверять его дважды в неделю.
На любой новой шине с шипами можно увидеть насечку-индикатор, которая окружает металлическую вставку. Когда индикатор сотрётся об асфальт, шипованные шины считаются готовыми к длительным поездкам.
Если в процессе обкатки из ваших шин всё же выпало несколько шипов, особо расстраиваться не стоит: шина с частичной или полной потерей шипов пригодна к дальнейшей эксплуатации, поскольку сцепление в зимних условиях обеспечивается не только шипами противоскольжения.
Канал Quto в Яндекс.Дзен
Новости партнеров
Мотокаталог на Quto
Новости партнеров
Quto.ru, 2022 г. 16+
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Обкатка новых шипованных шин — важная процедура в процессе «переобувания» автомобиля и его зимней подготовки. Влияет на безопасность эксплуатации транспортного средства, уверенность водителя на дорогах общего пользования. В ходе нескольких сотен километров аккуратного и внимательного вождения покрышки набирают высокий уровень сцепления с дорожным покрытием, который заявлен шинным производителем, а автовладелец привыкает к их поведению.
Что даёт обкатка?
- Улучшение торможения. Тормозные качества у новых покрышек зачастую хуже, чем у старых. Для уменьшения пути торможения необходимо проехать не менее 400-500 км, избегая резких остановок, за исключением экстренных случаев.
- Установку металлозацепов в правильные позиции. В ходе обкатки шипы занимают «своё место». Независимо от качества выполненной ошиповки, модели резины и производителя, их положение изменится с течением времени. В щадящем эксплуатационном режиме нуждаются современные 2- и 3-фланцевые шипы. Только правильная обкатка гарантирует надёжное крепление выступающих металлических элементов в посадочных местах.
О главных преимуществах обкатки
- Экономия денежных средств. Логика проста. Обкатанные зимние шины с шипами прослужат дольше необкатанных.
- Безопасность. Согласно заявлениям шинных производителей, зимние шипованные покрышки только после обкатки проявят свои сцепные свойства и тормозные характеристики.
- Психологическая уверенность. В ходе «знакомства» с новой авторезиной водитель приноровится к поведению автомобиля, узнает о главных достоинствах и недостатках модели покрышки.
Как правильно обкатать новые шипованные шины?
1. Погода
Желательно проводить обкатку в плюсовую погоду, а не дожидаться наступления холодов. Мороз потребует от новых покрышек полного включения в работу. Поэтому рекомендуется провести «переобувку» автомобиля заблаговременно, до наступления холодов и выпадения первого снега. Опасно эксплуатировать машину с новыми покрышками на обледенелых дорогах, подмёрзших ночью после продолжительных и обильных дневных осадков. Рекомендуется или вовсе отказаться от поездки на автомобиле, или ехать осторожно, не надеясь на хорошее сцепление новой шипованной авторезины с дорожным покрытием, напоминающим каток.
Проведению обкатки при положительной температуре на улице способствуют особенности состава резиновой смеси современных «шиповок». Зимняя покрышка содержит каучук, который относится к категории синтетических материалов, способных к деформационным изменениям. Их отличительной особенностью является постепенное снижение напряжения при деформации. Данное явление называется релаксацией напряжения и протекает быстрее при плюсовой температуре.
2. О важности обкатки на сухом асфальте
Обкатку новых шипованных автошин проводите на чистом асфальтовом покрытии. Снежная каша и обледенелая дорога – это не лучшие варианты для первых поездок на недавно купленной зимней резине.
3. Уровень давления
Низкое давление в покрышках способствует ухудшению эксплуатационных характеристик, увеличению топливного расхода и повышению износа. И приспущенные колеса являются фактором быстрого выпадения шипов.
Чтобы металлические зацепы надёжно закрепились в протекторном рисунке, проведите полноценную обкатку новых зимних шин при уровне давления, рекомендованном заводом-изготовителем автомобиля.
4. О скоростном режиме
60-80 км/ч – максимальная скорость для обкатки новых покрышек с шипами в городском и загородном режимах эксплуатации. Автовладельцу необходимо быть внимательным и осторожным на первых километрах пути, когда авторезина показывает свой характер.
5. Манера вождения
Рекомендуется избегать резких манёвров вроде вхождения в повороты на высокой скорости, агрессивных перестроений и показательных заносов, характерных для водителей-лихачей. Спокойный стиль вождения – залог успешной и безаварийной обкатки, позволяющей подготовиться к неприятным сюрпризам новой авторезины.
6. О продолжительности обкатки
Рекомендуется обкатывать зимние шины на протяжении 300-400 км в спокойном, максимально внимательном и аккуратном эксплуатационном режиме, а последующие 100-150 километров постепенно приближаться к стандартной манере вождения. За этот период автовладелец научится «чувствовать» машину и покрышки, отметит изменения в поведении транспортного средства после «переобувки».
Обкатку рекомендуется проводить в течение нескольких дней (одной недели).
Видео: Правильная обкатка зимних шин. Как это делается?
7. «Боевое крещение» или первая поездка в сложных погодных условиях
Так как процесс обкатки проводится на чистом осеннем асфальте, первый выезд на снежную кашу в городе или плохо очищенную загородную трассу не должен сопровождаться резкими перестроениями и другими активными манёврами. Езда в сложных погодных и дорожных условиях на новой резине, предварительно обкатанной на сухой дороге, требует привыкания.
8. О качестве дорожного покрытия
При первых поездках на новой резине лучше не выезжать на разбитые и давно не ремонтированные дороги. Если выбирать не приходится, то стоит аккуратно объезжать ямы и колдобины, избегать ударов, наездов на препятствия.
9. Повторной балансировка
Первоначальную балансировку шипованных покрышек проводит большое количество автовладельцев, однако не все помнят о необходимости прохождения повторной процедуры после обкатки. Новые шины после нескольких сотен километров утрачивают баланс.
Основная причина кроется в изменении положения металлических зацепов относительно протектора. Шипы встают на места, вдавливаясь внутрь или высовываясь наружу. Хотя изменения трудно назвать критическими, рекомендуется повторно пройти балансировку для улучшения эксплуатационных качеств резины: управляемости, торможения, расхода топлива и т.д.
10. О специальном индикаторе обкатки шипованных шин
Некоторые шинные производители размещают на протекторах специальные подсказки-индикаторы. С помощью них водителю проще контролировать процесс обкатки. После исчезновения (полного стирания) индикатора можно говорить о её завершении и возвращаться к обычной манере вождения.
Подведём итог
Обкатка – обязательное мероприятие, способное обеспечить правильную эксплуатацию новых зимних шин, дополнительную безопасность на дороге и снизить вероятность аварий и несчастных случаев. Проводится она независимо от производителя и модели шин, класса и привода автомобиля. Водитель привыкает к особенностям поведения новой резины и изменениям в повадках «железного коня», которые могут быть существенными.
Не следует излишне полагаться на большой водительский опыт и огромное количество километров, пройденных по зимним дорогам. Осторожность, внимательность и постепенное привыкание к новым шинам – составляющие безаварийного вождения в холодное время года.
Большинство российских водителей уже переобули свои автомобили в зимнюю резину. Многие купили новые покрышки. Рассказываем, действительно ли нужно их обкатывать, и объясняем, почему это действительно важно.
Рекомендация по обкатке автомобильных шин появилась не на ровном месте, хотя некоторые водители трактуют её по-своему: покупателям, мол, даётся возможность на некоторое время сохранить шипы; если начать гонять сразу, будет много гарантийных претензий к производителям шин. В действительности это не более чем выдумки. Обкатка требуется, причём не только шипованным покрышкам, но и «липучкам».
Будучи только что сваренными и ещё не прикатанными, покрышки могут работать хуже. Это объясняется несколькими факторами. Водителям нужно быть предельно внимательными в первые несколько сотен километров на новой резине и эксплуатировать изделия, что называется, в щадящем режиме – вне зависимости от того, какого типа, модели и фирмы установлены покрышки.
Странное поведение шин в первые километры пробега объясняется как особенностями материалов, их которых они изготовлены, так и адаптацией протектора и шипов. В процессе изготовления шин они проходят вулканизацию в специальных формах. Внутренняя поверхность форм смазывается техническими жидкостями, а поверхность покрышки после производства получается гладкой – хорошего «держака» сразу после установки на автомобиль новая шина обеспечить физически не может до тех пор, пока наружный гладкий слой не сотрётся о поверхность дороги. Вносят свой вклад и оставшиеся после производства шины «волоски» — они могут как улучшать, так и ухудшать сцепные свойства, в зависимости от покрытия и конкретной ситуации.
Обкатка нужна не только резиновой смеси протектора шины, но и шипам (при их наличии). Несмотря на высокую технологичность этих элементов и надёжную фиксацию с применением термоотверждающихся адгезивных составов, при неаккуратной обкатке шипы могут выпасть. В дешёвых покрышках никаких клеящих составов не применяется вовсе – шипы просто вставляются в посадочные отверстия и даже смазываются для облегчения процесса ошиповки.
Необходимость обкатки шипованных шин сами шинники объясняют следующим образом. При отсутствии обкатки или агрессивной езде сразу после установки шин на автомобиль на асфальте шипы могут чрезмерно выступать над протектором. Это приводит к увеличению плеча приложения сил в пятне контакта – шипы в буквальном смысле выкорчёвывает из протектора. При прохождении пятна контакта на высокой скорости и при резком ускорении радиальная ось положения шипа отклоняется на больший градус, что способствует неправильному установлению шипа противоскольжения в толще резины. В процессе езды шипы нагреваются до степени плавления отдельных компонентов резиновой смеси шины вокруг «когтя». Это способствует улучшению контакта шипа к резиновой смеси.
Специалисты рекомендуют обязательно обкатывать любые покрышки на протяжении первых 300-800 км. В это время нужно избегать резких манёвров – прохождения виражей на высокой скорости, агрессивных разгонов и торможений. Скорость движения желательно держать не выше 80-90 км/ч. На пик сцепных свойств покрышки выходят примерно после 1 000 километров пробега. Тогда же происходит привыкание самого водителя к особенностям поведения конкретного комплекта шин. Не стоит пренебрегать обкаткой, в том числе, и уже бывших в употреблении покрышек. Эта процедура требуется, к примеру, в случае перестановки покрышек с одной оси или стороны автомобиля на другую. Направление вращения шин и вовсе не рекомендуется менять на всём протяжении эксплуатации изделий.