В данной статье мы рассмотрим типы резины, в которую устанавливают шипы: научимся отличать «пригодные» к ошиповке шины от «подлежащих» к ней.
Зачем шиповать резину?
Шипованная резина отличается от прочих автошин наличием установленных в протектор элементов противоскольжения – шипов. Их используют на легковых, грузовых автомобилях, спецтехнике и мотоциклах для улучшения сцепления колес с обледенелой дорогой и повышения эффективности управления транспортным средством.
Типы резины для ошиповки
Подлежащей к ошиповке резиной называют шины, которые должны быть ошипованы, имеют заводские отверстия в протекторе, свойства и заявленные характеристики которых предполагают эксплуатацию только вместе с установленными шипами противоскольжения.
Пригодными к ошиповке называют шины, которые могут быть ошипованы, если обладают подходящими характеристиками, допускающими эксплуатацию при пониженных температурах.
Резина с отверстиями
Шины с отверстиями после установки шипов предназначены для использования в зимнее время. В большинстве случаев они имеют зимнюю маркировку 3PMSF и обладают проверенными в зимних тестах характеристиками. В таких автошинах ламели протектора имеют линии узора и массивные площадки для надежного крепления шипов. Материал покрышки обладает достаточной мягкостью, чтобы при отрицательных температурах участки резины с шипами и ламелями проминались, обеспечивая хорошее сцепление с дорогой. Ошиповка шин в этом случае предусматривается конструкцией покрышки, и вопрос, стоит ли это делать, уже наполовину решен в пользу установки элементов противоскольжения. Они помогут водителю заехать на обледенелый подъем, а также эффективно затормозить на снежном настиле.
Шины с заводскими отверстиями под шипы чаще всего предусматривают повседневную, «гражданскую», эксплуатацию на дорогах общего пользования.
Шины без отверстий
На протекторе резины, которая пригодна для установки шипов, как правило, нет заранее изготовленных при вулканизации отверстий. При работе с ней мы сами составляем схему отверстий для шипов, учитывая в том числе и особенности эксплуатации именно этой партии.
Самый простой, первичный, ориентир, что шина подходит для ошиповки, – это наличие всесезонной маркировки M+S, означающей ее пригодность для эксплуатации в условиях грязи и снега. Основное назначение такой резины – использование на дорогах разного типа в любых климатических условиях при температуре воздуха от –45 ˚C до +10 ˚C, что регламентируется ГОСТом Р 54916–2012.
Зашиповать фрикционные шины – липучку – не получится, это связано с плотностью узора протектора, конструкцией ламелей и свойствами материала изделия
Чаще всего ошипованные всесезонные шины применяются для использования на коммерческом транспорте класса «С» – это крупный сегмент, где выбор зимних шин с заводскими отверстиями достаточно ограничен. Кроме того, всесезонные шины, получая шипы, становятся залогом управляемости и для внедорожников.
Как выбирать резину для ошиповки?
Выбор чисто зимних покрышек некоторых размеров и для внедорожников, особенно – с тюнингом под оффроад, часто бывает ограничен. Обратив внимание на шины для бездорожья с маркировкой AT – любая местность, или MT– местность, покрытая грязью, можно понять, что все они требуют установки шипов для зимней эксплуатации в условиях бездорожья и ледяного наста. Без шипов их широкие плотные ламели будут проскальзывать в торможении.
Установить шипы можно на всю всесезонную резину, у которой есть свободные квадраты ламелей размером 7 на 7 мм и высотой протектора не менее 9 мм. Как чисто зимние, так и всесезонные шины с установленными элементами противоскольжения требуют обязательной обкатки шипованной резины.
Следы от шипованной резины на замерзшем озере Байкал
Зимние шины имеют свои преимущества: мягкий материал способствует надежному сцеплению протектора с дорогой, а их поверхность качения имеет подходящие площадки для монтажа шипов, предусмотренные производителем. Поэтому наиболее правильно будет при выборе шин на зиму остановиться на таком варианте, если ваш размер доступен по наличию и стоимости. Если же вам по ряду параметров подходят только шины с маркировкой M+S – мы поможем сделать их более зимними.
Как делают ошиповку
Для ошиповки можно выбрать всесезонные шины, в которых специалист вырежет отверстия под шипы. Для этих целей используют специальный полый инструмент и профильное оборудование, а не обычные сверло и дрель. Как результат, отверстия под шипы получаются идентичными друг другу по глубине и диаметру, а также обладают ровными, без надрывов и заусенцев, краями и внутренними стенками.
Далее в отверстия пневмопистолетом вставляют шипы. Обратите внимание: сделать это без повреждения резины можно только под давлением и с применением смачивающего раствора. После высыхания смазки получается прочное соединение детали с протектором.
Сверление отверстий в шине и установка шипов в заводских условиях
«АвтоОшиповка Теком» занимается ошиповкой всех типов автошин с 1995 года и предлагает:
- сертифицированную ошиповку на станках;
- изготовление отверстий в протекторе по запатентованной технологии;
- обслуживание частных лиц и предприятий;
- широкий ассортимент шипов различного назначения.
Сверление отверстий обычным сверлом – это грубое нарушение технологии: некорректная установка шипов приведет к ускоренному повреждению резины и потере шипов.
Мы конструируем шипы и обкатываем разработанные изделия. Учитываем индивидуальные пожелания клиентов, а также уникальную спортивную направленность заказов. Если в продаже нет выбора готовых шипованных шин вашего размера – это не повод для того, чтобы лишать себя возможности удобно и безопасно эксплуатировать автомобиль в условиях непогоды.
И возможно ли сочетать характеристики летней и зимней шины в одной?
Дважды в год большинство казахстанских водителей сталкивается с необходимостью переобувки автомобиля с летних колёс на зимние и наоборот. И даже если не брать в расчёт все прелести шиномонтажа, с которыми порой приходится иметь дело, одна только стоимость резины уже заставляет задуматься: зачем платить за два комплекта, когда можно купить один набор всесезонных шин?
Какие покрышки называют всесезонными
Под всесезонной резиной подразумевается продукция, имеющая маркировки All Season, All Weather, М+S и т. д. Однако, несмотря на громкие обозначения, таковой она является только в очень специфических климатических условиях. В частности, речь идёт о регионах, где зимняя температура редко опускается ниже 0 °C, а летняя не превышает 25 °C.
Для справки: первые всесезонные шины появились ещё в 1977 году. Это была Goodyear Tiempo. Однако особого успеха она не снискала, как, впрочем, и следующая разработка компании под названием Arriva, презентованная в рамках Зимней олимпиады в Нью-Йорке в
Почему всесезонка вовсе не всесезонка и даже не летняя
Дело в том, что покрышки, которые предлагаются использовать круглый год, представляют собой среднее между зимними и летними шинами. Их состав и конструкция — целая череда компромиссов.
В идеале резиновая смесь должна быть достаточно жёсткой и стойкой, чтобы пережить эксплуатацию на летнем горячем асфальте, и в то же время мягкой и эластичной для сохранения свойств при низких температурах. На деле всесезонка дубеет даже при небольшом минусе и быстро стирается в жару.
Несколько вариантов всесезонных шин, представленных на рынке
Уступки делаются и при проектировании протектора. Зачастую от летней обувки заимствуются скруглённые боковины, что хорошо для асфальта летом, но негативно сказывается на способностях шины в снегу и на льду. От зимнего типа резины всесезонке достались ламели, широкие канавки и отдельные шашки. Они, безусловно, помогают со сцеплением на скользких поверхностях, но снижают жёсткость, нужную летом.
В итоге мы имеем резину, которая пытается усидеть на двух стульях.
Интересный протектор всесезонной шины Continental AllSeasonContact
Что о всесезонке говорит закон
Как все мы знаем, в Казахстане уже далеко не первый год действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Согласно пункту 5.5 приложения № 8 этого документа, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий М1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3.
Пункт 5.6.3 же гласит, что зимними шинами в глазах закона считаются не только покрышки со знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри неё, но и маркированные литерами М+S, M&S и M S. Обратите внимание, что обозначений All Season и All Weather в списке нет.
Однако есть производители, которые откровенно хитрят, выпуская модели всесезонной с маркировкой М+S. Да, по закону на них можно ездить зимой, но, как показывает практика, со снегом и льдом они справляются очень плохо, если сравнивать их с полноценной «зимкой».
Некоторые водители, чтобы не менять дважды в год шины, ездят круглый год на универсальных покрышках. Ездить зимой на всесезонной резине можно, но при этом надо обращать внимание на некоторые правила.
Что представляет собой всесезонная резина?
Всесезонные шины считаются компромиссным вариантом между летними и зимними покрышками. В жаркую погоду универсальные покрышки размягчаются быстрее летних, а в морозы затвердевают быстрее зимних. Из этого следует, что температурные свойства подобных моделей шин одинаково подходят для эксплуатации как зимой, так и летом.
Рисунок протектора всесезонных покрышек подбирается с учетом летней и зимней эксплуатации так, чтобы покрышка обеспечивала лучшее сцепление колеса с дорогой в любых условиях. Как и на зимних шинах, у них глубокие канавки, чтобы они не забивались снегом. Как и летние, они оснащены V-образными проемами для отвода воды.
Преимущества и недостатки всесезонки
Основное преимущество всесезонных покрышек – это возможность их эксплуатации в течение всего года. Их не нужно менять. Достаточно регулярно проверять давление в шинах и следить за износом протектора.
Основные особенности подобных шин:
- Из-за полузимнего рисунка протектора с его глубокими канавками на асфальте всесезонная резина шумна. Особенно сильный шум проявляется на высоких скоростях движения.
- В сравнении с сезонными покрышками всесезонные модели обладают меньшим коэффициентом сцепления колес с дорогой. Это приводит к увеличению тормозного пути и к частичному ухудшению управляемости как зимой, так и летом.
- Универсальные шины рекомендуются для использования в мягком климате, исключающем сильные морозы и сильную жару. Например, при температуре воздуха -25°C и ниже состав универсального резинового сплава полностью теряет свои свойства и становится небезопасен для эксплуатации. В сильную жару всесезонные шины буквально плавятся на асфальте, оставляя на нем черные резиновые полосы.
- Повышенная эластичность всесезонных шин, с одной стороны, нужна для того, чтобы они не сильно «дубели» зимой. С другой стороны, на сухом асфальте летом они снижают управляемость автомобиля.
- Мелкий рисунок протектора на круглогодичной резине затрудняет выход на ней из заносов.
- Всесезонные шины не рекомендуются для неопытных водителей.
- Всесезонные покрышки не годятся для установки на спортивные и гоночные автомобили.
- Для внедорожников вместо универсальной резины лучше подходит резина с маркировкой All Terrain, так как лучше работает и на бездорожье, и на снежном покрытии.
По мнению большинства специалистов, ездить на всесезонной резине лучше всего в межсезонье – осенью и весной. Особенно в периоды, когда недельные и суточные колебания температуры окружающего воздуха приводят к резкой смене условий эксплуатации шин с зимних на летние и наоборот.
Несколько лет назад производители шин стали предлагать универсальные покрышки нового поколения. Они автоматически могут менять свои характеристики, подстраиваясь под климат, температуру воздуха и дорожное покрытие. Но такие модели все еще слишком дороги для массового потребителя и не могут в достаточной степени заменить сезонную резину.
Можно ли ездить на всесезонных шинах в зимнее время?
С законодательной точки зрения, эксплуатация всесезонной резины зимой не запрещена, но связана с высокими рисками:
- Она не обеспечивает хорошего сцепления колес со снежным покровом, поэтому опасна для новичков за рулем.
- При температуре -10°C и ниже свойства универсальных шин быстро падают. А при -25°C и ниже езда на таких покрышках крайне опасна.
- Многие производители устанавливают температурный коридор, внутри которого использование всесезонных колес их производства безопасно. Нижняя граница такого коридора – около -5. -7°C.
- Износ универсальных шин намного интенсивнее, чем сезонных, поэтому экономия от их использования не так ощутима.
Штраф за использование всесезонной резины зимой
Согласно законодательству России, запрещена эксплуатация автомобилей на летней резине зимой и на зимней резине летом. Запрета на использование всесезонной резины нет.
Но здесь имеются некоторые нюансы. Всесезонная резина может иметь разные обозначения:
- AS, или All Season, – для любого сезона. Шины с такой маркировкой выпускаются только в России и бывших республиках СССР.
- AW – для любой погоды.
- M+S, или M&S, – для снега и грязи. Этой маркировкой может обозначаться круглогодичная резина. Если вместе с маркировкой имеется значок в виде горы и снежинки — это зимняя резина. В Европе независимо от дополнительного значка такие шины считаются зимними.
- R+W – для дороги и непогоды. Редкая маркировка, использующаяся для универсальных шин для круглогодичного использования.
Только колеса, промаркированные буквами M+S или AS, разрешены для эксплуатации в период с декабря по февраль включительно. Универсальные модели с иными маркировками разрешены только в период с марта по ноябрь.
Штраф за использование резины не в свой сезон не предусмотрен. Инспектор может лишь устно разъяснить все опасности, которые несет эксплуатация машины на летней резине зимой. Необходимо следить, чтобы глубина протектора была не менее 4 мм для зимних покрышек или 1,6 мм для летних.
За пределами Российской Федерации в большинстве стран разрешена езда только на сезонной резине. Законодательные нормы ЕС различают только летние и зимние шины.
Рекомендации бывалых водителей
При эксплуатации автомобиля на универсальных покрышках зимой необходимо избегать заснеженных и обледенелых дорожных поверхностей. При езде на всесезонных шинах по снежным поверхностям и по льду необходимо воздержаться от резких маневров и особенно – резкого торможения. При прохождении поворотов на высоких скоростях риск попасть в занос сильно возрастает, а возможности выхода из заноса резко снижаются. Все движения рулем и работы педалями газа и торможения должны быть мягкими и аккуратными.
Доброго времени суток!
Интересует мнение и опыт уважаемого сообщества по вопросу ошиповки всесезонной резины — стоит ли заморачиваться этим или нет. И если да, то какие шипы лучше, чтобы вылетали не очень быстро.
Всю прошлую зиму отъездил на Federal Couragia MT 235/85 R16, которая позиционируется производителем как всесезонная (M+S) — терпимо, если не гонять, но на льду вообще никак, ни толком ни разогнаться, ни затормозить, как на санках. Примерно то же самое, что и нешипованный Bridgestone Blizzak DM VI.
Понятно, что лучше всего нормальная зимняя шипованная резина, но хочется рассмотреть все варианты.
Заранее спасибо за ответы!
P.S.: фото с инета.
Метки: резина, зимняя резина, шипы, ошиповка, всесезонка
Комментарии 66
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
За цену ошиповки купи в этом размере шипованную зимнюю…
Идея так себе.
Всесезонка на морозе дубеет до пластмассового состояния и теряет сцепление с дорогой, дополнительные шипы не помогут.
Зимой Патриоту нужна зимняя шипованная резина.
Накрайняк, если зимой из больших городов не выезжать и дороги там химией залиты — зимняя нешипованная.
Конечно будет лучше, чем простая мт шка, но и близко не будет к шиповке, и далеко от липучки зимней. По мне так пустая трата денег, лучше взять шиповку или на край липучку
До чего ж у нас народ любит халяву и обманывать сам себя! Если бы реально в природе существовала всесезонная покрышка, то не было бы ни летней, ни зимней — была бы только всесезонка! И все ездили бы на ней. Максимум было бы две всесезонки — всесезонка в шипе и всесезонка без шипа. Всё. Обманывайте себя дальше… Можно шлёпанцы зашиповать, намотать три слоя портянок и зимняя обувь готова! Вперёд, любители всесезонок — рацуха безвоздмездная :)))
Ни убавить, ни прибавить.
Не знаю как где, а на Камчатке большинство владельцев внедорожников зимой ездят на ошипованной МТ резине. На участках с гололедицей она ведёт себя как шиповка, на заснеженных участках — как грязёвка. Также нестрашно и по бездорожью в зимнее время прохватить. Ибо МТ резина всяко крепче любой зимней, и люди не боятся пробоев, а главное боковых порезов.
Покрышки ошиповывают гузовыми шипами. Варинта шипов 3: финские, наши и китайские. Цена финского шипа (с установкой), как самого дорогого — 17 — 18 рублей. В колесо, как правило, вбивается около 200 шипов. Итого ошиповка комплекта получается около 15000 — 16000 рублей.
Но, как всегда, есть НО…
1. Правильный подбор резины. Выбирается резина, которая не дубеет и не превращается в пластмассу при замерзании. Чаще всего шипуют: Yokohama Geolandar M/T G001, Dunlop Grandtrek MT2, Maxxis MT-762 Bighorn, Maxxis MT-764 Bighorn, Nankang N-889 Mud Star, и в последнее время стали шиповать Comforser CF3000 (говорят тоже отлично себя показывает, но я к этому варианту отношусь с сомнением, думаю это бюджетный вариант).
2. Правильный подбор давления.
Как правило, ошипованная МТшка накачивается в пределах 1.5 — 1.8 в зависимости от размера шин и состояния покрытия. Такое давление позволяет работать резине, как зимней и сохраняет шипы. При стравливании до 0.5 -0.6 машина по любым сугробами идёт, как на гусеницах…
3. Ошиповываются только новые покрышки. В противном случае не возможно соблюсти правильную технологию и шипы будут вылетать. Не забывайте, что шипы грузовые (большие).
4. При правильной эксплуатации такие колёса ходят не менее 3 — 4 сезонов. Имеется в виду сезон, когда наблюдается снег и гололедица (для Камчатки — это с конца октября до середины мая). Потом шипы раскачиваются, за счёт износа
покрышек, и начинают выпадать. Тогда оставшиеся шипы удаляются и колёса докатываются, как летние.
5. Необходима иметь два комплекта колес: летний и зимний. Одной попой сесть на 2 стула не получится. Снимать шипы на лето — это утопия…
Пишу, как человек, который уже 5-ю зиму ездит на ошипованной МТ. На приложенном фото мои нынешние колёса.
В процессе эксплуатации зимний комплект резины активно изнашивается, теряет сцепные качества, утрачивает эластичность при низких температурах.
Вследствие деформации стачиваются и выпадают шипы. При таких повреждениях производители рекомендуют менять покрышки на новые шины, чтобы предотвратить аварийную ситуацию, не допустить заноса на нестабильной зимней дороге. Однако в ситуации, когда на новых покрышках повреждаются металлические резцы, устанавливать новый комплект необязательно. Достаточно провести восстановление ошиповки.
Повторная ошиповка зимних шин – стандартная процедура, которая используется для улучшения характеристик автопокрышек. Она повышает сцепные качества с обледеневшим покрытием, улучшает безопасность движения в холодное время.
Что нужно знать о ошиповке автопокрышек
Из-за конструкции шипы перестают функционировать даже на новых покрышках. Если износ резины неравномерен, резцы тупятся, перестают цепляться на обледенелой дороге или становятся выше протектора. Это приводит к тому, что их вырывает во время резкого торможения или пробуксовки колес. В этом случае новый комплект не нужен, поскольку есть смысл в дошиповке.
Этот процесс может быть сделан своими руками или с помощью инструмента. Перед повторной комплектацией нужно учитывать, что установка шипов должна производиться за 2-3 месяца до наступления зимнего периода. На процесс влияет технология, резину нужно просушить перед эксплуатацией, после провести обязательную обкатку. Только при соблюдении условий можно получить нужный эффект – шипы не деформируются и не вылетят.
Делать ошиповку зимней резины можно несколькими способами. Существует начальный и ремонтный (повторный) метод. Начальная технология предполагает эксплуатацию нешипованных шин, которые можно укомплектовать в любое время при необходимости. Повторная ошиповка представляет собой процедуру монтажа своими руками новых резцов взамен утраченным. Самостоятельная установка увеличивает рабочий ресурс колес, повышает безопасность.
Какую зимнюю покрышку можно шиповать, какую нельзя
Несмотря на достоинства метода, существуют ограничения, которые запрещают делать ремонт изношенной резины. Если их игнорировать, это приведет к некачественному повторному восстановлению и не даст результата.
Монтаж шипов на зимнюю покрышку делается в случаях, когда:
- шина имеет отверстия, где могут стоять металлические элементы;
- остаточная часть протектора не меньше 7 миллиметров – при меньшей глубине рисунка шипы не будут стоять;
- зимние покрышки имеют специальные углубления для установки резцов;
- всесезонная резина имеет индикатор на протекторе M+S;
- покрышки эксплуатируются на специализированной технике в любой сезон.
Повторный монтаж резцов своими руками недопустим, если:
- всесезонные покрышки не имеют нужных сцепных качеств для езды по обледенелой дороге;
- протектор фрикционной резины имеет небольшую глубину или некрупные ламели;
- шина предназначена для эксплуатации летом – делать монтаж в этом случае запрещено законом и бессмысленно, поскольку резцы не будут стоять в протекторе.
Прежде чем производить ремонт определитесь, нужна ли дошиповка или лучше заменить комплект колес. Только определив актуальность, следует приступать к работе и делать повторную установку металлических элементов.
Каждый год с приближением холодов водители начинают задаваться вопросом, когда обувать зимнюю резину. В настоящее время ответ на данный вопрос частично регулируется нормативным правовым документом.
В этой статье речь пойдет о законодательно установленных сроках смены летней резины на зимнюю. Кроме того будет рассмотрен штраф за неправильное использование резины.
Когда переходить на зимнюю резину по закону?
Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»:
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.
Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства — члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств — членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.
Итак, что можно понять из данного пункта:
- В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины. Это требование относится ко всем транспортным средствам.
- В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (на картинке слева). Требование распространяется только на автомобили категории B (легковые M1 и грузовые N1). На прочие транспортные средства с 11 ноября 2018 года ограничение не действует.
- Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены законодательной властью любого уровня (федеральной, региональной) и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.
Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:
- Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
- Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
- Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год.
Рассмотрим таблицу с периодами возможного использования резины в течение года:
Летние | Зимние ошипованные | Зимние неошипованные | |
Зима (декабрь — февраль) | + | + | |
Весна (март — май) | + | + | + |
Лето (июнь — август) | + | + | |
Осень (сентябрь — ноябрь) | + | + | + |
Таким образом, если у Вас есть летняя резина (без маркировки) и зимняя ошипованная резина, то произвести замену Вы должны в течение осени, т.е. с сентября по ноябрь.
Обратную замену резины следует выполнить в течение весны, т.е. с марта по май.
Использование всесезонной резины в 2022 году
В отдельную группу нужно выделить водителей, использующих так называемую всесезонную резину (предназначенную для эксплуатации в течение всего года).
Всесезонная резина может эксплуатироваться в зимние месяцы (декабрь — февраль) только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку «М+S», «M&S» или «M S».
В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается.
Штраф за неправильное использование резины в 2022 году
В 2022 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может. Однако проект подобного штрафа существует. Узнать о нем подробнее можно в этой статье.
Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.
Подведем итоги данной статьи:
- По закону менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь.
- На практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных условий. Однако я не рекомендую менять резину позже 15 ноября — неофициального дня смены летней резины.
- Штраф за использование летней или всесезонной резины в зимние месяцы в 2022 году не накладывается.
Удачи на дорогах!
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Обсуждаем особенности выбора всесезонных шин для автомобилей. Плюсы и минусы всесезонной резины и полезные советы.
Всесезонная резина для внедорожников и легковых автомобилей — это компромиссный вариант между летней и зимней резиной. Она обладает лишь частью характеристик сезонных шин, благодаря чему может поддерживать более-менее стабильное управление круглый год. Какая резина лучше для Москвы, и стоит ли вообще отдавать предпочтение всесезонной? Посмотрим, как выбирают резину профессионалы.
Что представляют собой всесезонные шины?
Весь фокус всесезонки заключается в ассиметричном протекторе, внутренняя сторона которого предназначена для поездок по снегу, а внешняя для отвода воды и лучшего сцепления с дорогой в дождь. Немаловажное значение имеет и состав резины, если жесткая резина летом обеспечит наилучшее сцепление и меньший износ, а мягкая зимой позволит безопаснее преодолеть заснеженные и оледенелые трассы, то всесезонка со средней жесткостью позволит с половинным успехом справиться с трассами обоих типов.
Ассиметричные покрышки для джипа и легковых автомобилей выглядят следующим образом:
- внешняя сторона с надписью Outside более мягкая, имеет самоочищающийся протектор, состоящий из ламельных блоков, который приспособлен для сминания снега;
- внутренняя сторона с маркировкой Inside более жесткая, имеет большое количество отводных канавок и предназначена для водоотвода в пятне контакта с поверхностью дороги.
Состав резины подобран так, что она не сильно дубеет зимой и не слишком плывет летом. При этом она достаточно жесткая, чтобы медленно истираться на сухой летней трассе и достаточно мягкая, чтобы чувствовать себя относительно безопасно на снегу. Тем не менее при низких температурах отмечается увеличение тормозного пути и уменьшение сцепления с дорогой.
Маркировка
В ассортименте магазина легко ориентироваться по маркировкам — выбирать авторезину следует, просматривая надписи и рисунки на боковом ребре колеса. Производители шин используют несколько вариантов маркировок: All Seasons (AS), Any Weather (AW),«M&S», «M+S». В случае с «M&S» и «M+S» необходимо уточнение, поскольку некоторые производители применяют это сокращение для обозначения летних покрышек (несмотря на расшифровку: Mud (М) — «грязь», Snow (S) — «снег».).
Стоит ли покупать всесезонки?
Автотесты для крупных автомобильных изданий ежегодно подтверждают не самый приятный факт – чем качественнее шины, тем они дороже. Однако в сравнении всесезонок, зимних липучек и шипованных шин зимние всегда выигрывают. Всесезонки демонстрируют следующие показатели:
- на 34-60% хуже на льду, чем «липучки», и на 90%, чем шипованные;
- на 31-82% хуже на снегу, чем липучки, и на 37-85%, чем шипованные.
Помимо этого такие шины обладают целым рядом минусов:
- повышенная шумность;
- увеличенный расход топлива;
- ускоренный износ шины;
- ухудшенная динамика.
Всесезонные шины
Когда же стоит покупать подобные шины? Выбор всесезонных покрышек обусловлен в следующих случаях:
- зима в регионе мягкая, осадков мало, температура плюсовая;
- средств для покупки двух комплектов резины не хватает;
- негде хранить летние/зимние покрышки;
- есть желание сэкономить на замене резины в сервисе;
- хочется чувствовать себя увереннее в межсезонье (актуально при наличии в коллекции и зимней, и летней резины).
Обув всесезонки, вам не придется отстаивать очередь в сервисе в межсезонье и тратить в 2 раза больше денег на 2 комплекта покрышек. К тому же, в мягком климате зимой такая «обувь» ведет себя значительно лучше «специалистов» по суровым зимам и меньше портит дорожное покрытие.
Можно ли эксплуатировать всесезонку в Москве? В этом регионе она рекомендуется для лета, осени и весны, нежели для зимы. Во время снегопадов в Москве, когда дорога покрыта толстым слоем снега и льда, желательно переобуваться в более серьезные модели.
Выбираем резину для внедорожника — оценка характеристик
Какие всесезонные шины выбрать? Чтобы оценить, какая всесезонная резина лучше, необходимо обращать внимание на рисунок протектора, форму покрышек и состав резиновой смеси. Такое же важное значение имеют такие характеристики как аквапланирование, способность резины к сохранению свойств при низких и высоких температурах, сцепление с дорогой, уменьшение тормозного пути.
Какие всесезонные шины лучше для внедорожника? Рассмотрим основные оценочные категории:
- Маневренность на снегу. Для всесезонки она всегда будет ниже, чем для зимних покрышек. Если в планах на зиму стоит передвижение по заснеженной трассе на высокой скорости, от всесезонных моделей лучше отказаться.
- Торможение на снегу. Как правило, шины демонстрируют неплохое торможение за счет наличия внешней стороны с самоочищающимся протектором.
- Скольжение по рыхлому снегу. Рассматриваемые модели не справляются с этой работой, пальма первенства здесь у зимней резины.
- Управляемость на мокром асфальте. Всесезонки демонстрируют короткий тормозной путь и лучшее аквапланирование, иногда даже более качественное, чем летние модели.
- Комфорт езды. Этот показатель напрямую зависит от производителя и стоимости. Новаторские составы резины у лучших шин для джипов демонстрируют прекрасные характеристики.
Помимо этого не следует забывать про типы резины в зависимости от условий эксплуатации:
- с упором на лето — сглаженный проктор для лучшего сцепления с сухой/мокрой дорогой, не рекомендуется использовать зимой на снегу;
- для загородных поездок — протектор с множеством отводов для удаления снега, грязи и воды, хорошо подходит для езды по трассе на больших скоростях не только в Москве, но и в Подмосковье;
- для езды по снегу — обладают хорошим сцеплением, мягкие, подходят для использования на снегу и грязи, однако шумят на сухом асфальте и препятствуют разгону.
Каждый производитель хорош в том или ином или в нескольких направлениях, выделить одну идеальную модель шин невозможно. Во что обувать свою легковую машину или внедорожник решается исходя из условий, в которых планируется пользоваться шинами: соотношение дождливых, снежных сухих дней в году, интенсивность снегопадов, темпы перепадов температур и температурные экстремумы. Выбирая всесезонки в Москве, рекомендуется остановиться на более дорогостоящих и серьезных моделях ввиду переменчивых и жестких погодных условий.
«Цена от» означает минимальную (ориентировочную) цену на товар, предоставленную дилерами GOODYEAR на территории Таможенного Союза, которые выразили желание размещать данную информацию на настоящем ресурсе. Минимальная цена может отличаться в зависимости от региона и/или дилера. Окончательная цена на товар рассчитывается на сайте соответствующего дилера и может отличаться от заявленной на данном ресурсе. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ.
*Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ
Пора ли переобуваться? Да, уже пора: к ноябрю погода становится неустойчивой, и даже если днём сухо и солнечно, по ночам случаются заморозки. Мы собрали частые вопросы о выборе зимней резины и особенностях езды на ней. Делитесь мнением в комментариях.
Сильно ли изнашивается зимняя резина при езде по асфальту?
Она изнашивается, но не так драматично, как считают некоторые. Скорее, она не любит высоких температур, поэтому если воздух прогрелся, допустим, до +15, не нужно увлекаться скоростью. У шипованной резины есть риск перегреть шипы, что до фрикционной — она сама по себе мягче, поэтому в тёплую погоду изнашивается интенсивнее. Езду по мёрзлому асфальту зимняя резина переносит неплохо, ведь и зимой большую часть времени горожане ездят по тверди.
Нужен ли знак «Ш»?
Нет, его окончательно изъяли из ПДД два года назад. Он оставался в тексте правил в статусе «рудимента» с советских времён, когда зимнюю шипованную резину могли позволить себе немногие. Сейчас такой проблемы нет.
Есть ли штраф за использование летней резины зимой?
Пока нет, но скоро появится: в новой редакции Правил, которую подготовило МВД, несезонная резина попала в список неисправностей, запрещающих эксплуатацию. Зимние шины должны стоять на машине с декабря по февраль, а регионы могут расширить этот период отдельным распоряжением. Штраф по умолчанию — 500 рублей, со временем ожидается появление специальной статьи КоАП. Неоднократно обсуждалась идея штрафа 2000 рублей за несезонную резину.
Как понять, что зимнюю резину пора обновлять?
По глубине протектора, которая должна составлять не менее 4 мм. Летняя резина с помощью канавок отводит воду, зимняя — ещё и слякоть, мокрый снег и так далее. При остановке с 50 км/час износ резины на 1 мм добавляет тормозному пути примерно корпус автомобиля.
В случае с шипованной резиной критерием является число «живых» шипов. Впрочем, выпадение их небольшого количества не является показанием к срочной замене: нужно просто иметь в виду некоторое снижение сцепных свойств на чистом льду.
Есть ли всесезонные типы резины?
Формально есть. В нормативах они обозначаются индексом M+S, что допускает эксплуатацию как летом, так и зимой. Однако подобная резина создана в основном для внедорожников, кроссоверов, иногда — коммерческой техники. Её свойства в любом случае компромиссны, то есть на льду и снеге специализированная зимняя резина всё равно эффективней.
Что лучше: шипы или «липучка»?
Если кратко, выбирайте любой тип резины, главное, чтобы она была зимней.
Шипованная резина хорошо работает на льду (особенно талом), и, вопреки предубеждением, неплохо держит асфальт — теория о том, что «шипы скользят, как салазки» не подтверждается многочисленными шинными тестами. Но в сильный мороз у нешипованной резины бывает преимущество даже на льду, хотя и не слишком весомое.
Шипованная резина более универсальна: её сцепные свойства меньше зависят от типа покрытия. Многие опросы и рейтинги продаж показывают, что большинство россиян голосуют всё же за «шип». Но жители мегаполисов часто выбирают и фрикционную резину, потому что она тише и чуть экономичней.
Если вы начали водить недавно и сомневаетесь, начните с шипованной резины.
Некоторые выбирают на зиму другой типоразмер шин. Зачем?
Автомобили допускают установку шин разной размерности (указана в инструкции), например, для Lada Vesta годятся шины 195/55 R16 или 184/65 R15. На зиму иногда выбирают шины меньшей размерности, и основных причин три: они дешевле, лучше амортизируют неровности, а за счёт более узкого протектора обеспечивают чуть лучшее сцепление на плохих покрытиях (снег, микст). Но главный фактор — всё же цена.
В чем разница шиномонтажа «обычных» шин от ассиметричных и направленных?
Шины с таким типом рисунка требуют внимательности при установке колеса на машину. У направленных нужно соблюдать направление вращения — оно указано стрелочкой на боковине. У ассиметричных важно не путать наружную (Outside) и внутреннюю сторону. Обозначения также на боковине.
Нужно ли обкатывать зимнюю резину?
Да, и более тщательно, чем летнюю, особенно если речь идёт о шипованном типе. Первые 800−1000 километров нужно проехать в щадящем режиме, без скоростных подвигов и экстренных торможений. Впрочем, резкости не любит и обкатанная резина, так что спортивный стиль езды на твёрдых покрытиях ей противопоказан в принципе.
Я храню зимнюю резину на дисках. Нужна ли балансировка?
Да, желательна. Бывает, отпадают грузы или шина меняет форму в процессе хранения. Разбалансированное колесо даёт вибрации при езде с большой скоростью. Кстати, перед балансировкой невредно вытащить из протектора набившиеся камни: в широких канавках зимней резины они застревают охотно.
Можно ли использовать на разных колёсах разные типы резины?
Нет, это просто опасно. Не важно, идёт ли речь о разном типе шин или разной степени износа, в зимних условиях необходимы равномерные сцепные свойства. Зимой гораздо выше риск сноса или заноса, а «разношинница» провоцирует нежелательные скольжения.
В шиномонтаже предлагают закачать азот. Стоит ли?
В целом, нет. В теории, накачка азотом снижает старение резины и утечки газа через поры, но шины в России просто не живут столько, чтобы вы почувствовали разницу.
Я за рулем всего год. Машина Nissan Sunny. Летом добивал всесезонку Yokohama. А на зиму, по совету соседа-таксиста, хочу взять всесезонку Brigstone. На чем лучше ездить зимой на зимней резине или всесезонке?
в ваших краях да и с перед.приводом достаточно всесезонки.Купи только хорошую, жирнючую и будет тебе счастье. Бриджстоун мз-3
раз опыта мало- купить шипы- я так поступил- сломанный передний бампер с покраской стоит дешевле комплекта колес..
да и переобуваться уже пора
Не, я за рулем именно своей машины год. А вообще я на грузовиках, на дедовском москвиче гонял. У родственников брал Делику. Но ремонтом -то я не занимался и колеса не выбирал. Просто ездил. Потому вопрос и назрел.
Сообщение от sibiryakoff
ты сказал про чисто зимнюю липучку, на боковине есть даже скала со снежинкой.
или, может, настоящяя зимняя резина по вашему — только с шипами, а всё остальное — всесезонка? 🙂
Вопрос из разряда:
В какой лучше обуви ходить зимой, в зимних сапогах, или в красовках?
Если здоровье дороже бери шипы. На маломальском гололеде никакая «всесезонка» не поможет. Всесезонная резина — это миф, который придумали российские автолюбители. Существует только летняя, зимняя, и зимняя шипованная. А с нашей любовью универсализировать зимнюю не шипованую превратили и в зимнюю и в летнюю.
Nissan Sunny FB-15 QG-15 МКПП 1999гв
Mazda 626 III GD Hatchback, МКПП, FE DOHC 148hp 1988гв
ты щас произнёс миф, который придумали российские автолюбители, про себя же, в целях дескриминации 🙂 зачем-то.
all season бывает у многих производителей.
у меня на машину три комплекта — дубовое лето, мягкая обшарпанная поношенная осень/весна, очень жирная липучка зима.
Nissan Sunny FB-15 QG-15 МКПП 1999гв
Mazda 626 III GD Hatchback, МКПП, FE DOHC 148hp 1988гв
Для пользователей шипов-особенности климата приморья,его прибрежной части в особенности,а топикстартер из Артема, делают использование шипов нецелесообразным.
Удачи Всем.
Alex V.
Сообщение от haemodez
Бывает такая.. Но только нужно учитывать условия эксплуатации. Можно и сандалях круглый год ходить, особенно если живешь в Греции))). Где нить в Западной Европе, с небольшими перепадами температур и небольших «минусах» — запросто использовать такую резину. Но в России.. при наших холодах, кол-ве снега — это самоубийство.
Сообщение от Coroed
Бывает такая.. Но только нужно учитывать условия эксплуатации. Можно и сандалях круглый год ходить, особенно если живешь в Греции))). Где нить в Западной Европе, с небольшими перепадами температур и небольших «минусах» — запросто использовать такую резину. Но в России.. при наших холодах, кол-ве снега — это самоубийство.
в межсезонье можно, наверное. но только в межсезонье.
когда зимняя резина ещё слишком жирная, а летняя уже дубеть начинает. вроде, некоторые производители уже предлагают ввести межсезонный тип резины.
Сообщение от Coroed
Бывает такая.. Но только нужно учитывать условия эксплуатации. Можно и сандалях круглый год ходить, особенно если живешь в Греции))). Где нить в Западной Европе, с небольшими перепадами температур и небольших «минусах» — запросто использовать такую резину. Но в России.. при наших холодах, кол-ве снега — это самоубийство.
Полностью согласен, это в Австралии можно гонять на одних покрышках круглый год и с гордостью убеждать себя что ты на всесезонке, и летом и зимой, но у нас когда летом в крае +30 а зимой -30 ни о какой всесезонке речи быть не может.
А про Близзак так эта серия всесезонной никогда небыла на ней всегда была метка M+S, это барыги на рынке торгуя резиной например зимой и осенью тот же близзак называют Зимней, а наступает весна и эта же самая нерасспроданная резина у них превращяется во всесезонку, а тот же MZ-3 за лето сгорает, так как мягкий очень и расчитан на зиму.