Бегущий по лезвию харрисон форд

8 октября в российский прокат выходит научно-фантастический фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Какое место он занимает среди фантастики в мировом кинематографе и почему спустя почти 30 лет остается образцом жанра?

Бегущий по лезвию харрисон форд

Опередивший своё время

Статус одного из величайших научно-фантастических фильмов «Бегущий по лезвию» получил не сразу. После премьеры картину ожидала масса негативных рецензий как от профессиональных критиков, так и от рядового зрителя. И хоть он не провалился в прокате, сборы в 32 млн долларов (при бюджете в 28 млн) не радовали ни инвесторов, ни режиссёра, ни актёрский состав. Причин такого «отторжения» было две: во-первых, студия вмешивалась в процесс создания фильма. «Бегущий» вышел на экраны в перемонтированной версии Warner Brothers, а не в изначальном варианте Ридли Скотта, тем самым нарушая замысел режиссёра. Компания настояла на счастливом финале, где Декард уезжает вместе с Рейчел в светлое будущее, а также убрала сцену с бумажным единорогом-оригами, которая, по их мнению, не несла никакого смысла. Вторая причина – это нестандартность фильма.

Его стиль, герои, атмосфера показанного будущего – всё это было придумано Ридли Скоттом и не знакомо зрителю. Чтобы сделать фильм чуть понятнее, в него даже добавили закадровый голос (кстати, тоже идея студии). Но даже это не помогло – смотревшая завершённую картину фокус-группа хоть и отметила зрелищность «Бегущего», но не поняла, что увидела на экране. Только в 1992 году, когда научная фантастика в кинематографе вышла на новый уровень, Ридли Скотт выпустил свою режиссёрскую версию без закадрового голоса и с изменённым финалом. С этого момента начинается переосмысление фильма критиками и зрителями – о нём не просто вспоминают, но и отдают заслуженное признание.

Бегущий по лезвию харрисон форд

Киберпанк с привкусом нуара

Необычность картины крылась в новом изображении будущего. Образ города, где одновременно существуют высокие технологии, летающие аппараты и ужасная материальная и духовная бедность, ещё не был знаком массовому зрителю. Этот стиль получит распространение только в 90-е годы и будет назван киберпанком. Но в 1982 году никто не имел никакого представления о нём. «Бегущий» стал, по сути, первым фильмом, сделанным в стиле, который положит начало целому поджанру фантастики и получит широкую известность только через десять с лишним лет. Однако помимо киберпанка картина вобрала в себя черты и уже известного киножанра – нуара. Атмосфера пессимизма и разочарования, господствующая в фильме, отсылает зрителя к классическому американскому кинематографу 1940-50-х годов. Мы видим это в циничном главном герое, в роковой женщине с красной помадой на губах, а также в постоянном дожде большого сумрачного города. Такое смешение жанров и стилей, гармонично использованное Ридли Скоттом, создали новую картинку будущего в кинематографе. Именно оно удивило, а после и покорило зрителя, став образцом для целого ряда научно-фантастических фильмов.

Бегущий по лезвию харрисон форд

Конечно, представить мрачное общество будущего невозможно без звука. Шум летающих машин, постоянно моросящего дождя и разнообразие языков на улицах создают вид неспокойного и нестабильного города, хоть и высокотехнологичного. Ключевую роль здесь сыграла музыка. Греческий композитор Вангелис, являющийся одним из первых исполнителей электронной музыки, создал саундтреки, передающие не просто технологичность и роботизированность общества, но и само состояние «нуарной печали», в которой существуют герои. Несмотря на то, что современного зрителя такая музыка отсылает своими электронными мотивами назад в 80-е, она не перестаёт вдохновлять композиторов и сейчас.

Летающие машины и светящиеся зонтики

Создать образ Лос-Анджелеса будущего было бы невозможно без технического оснащения. Графика в 1982 году ещё не достигла такого уровня, чтобы снять всё на зелёном фоне, как в сиквеле «Бегущий по лезвию 2049». Поэтому Ридли Скотту приходилось снимать большую часть картины на натуре или в декорациях — строились макеты целых частей города. Для показа летающих машин (спинеров, как они названы в фильме) создавались детально проработанные модели, причем как в миниатюрном размере, так и в нормальном. Машина Декарда, например, была оснащена гаджетами и мониторами в рабочем состоянии, так что у зрителя создавалась иллюзия реальности транспортного средства. Но особое место в фильме занял свет. Сотни неоновых вывесок с рекламой и названиями заведений позволили создать яркое компьютерное изображение мегаполиса. Это было совершенно новое эстетическое решение, которое раньше никто не использовал, что усложняло работу и режиссёра, и осветителей, и даже операторов. Постоянные сумраки в совокупности с неоновыми лампочками требовали осторожной работы со светом, чтобы лица актёров были показаны правильно. Поэтому порой лампочки прикреплялись даже в самые неожиданные места, например, под зонтики прохожих. Скрыть мелочи и несостыковки в декорациях создателям картины помог дождь, а также смог с дымом – они добавили изображению реалистичности и динамизма.

Бегущий по лезвию харрисон форд

В четверг в российский прокат вышел фильм «Бегущий по лезвию 2049». Это сиквел легендарной картины британского режиссера Ридли Скотта по мотивам романа Филипа К. Дика. ТАСС рассказывает о том, как появился первый фильм и как устроен мир «Бегущего по лезвию».

История создания оригинального «Бегущего по лезвию» напоминает космогонический миф: там есть боги и герои, все менялось несколько раз, и даже итоговый фильм символично существует в семи монтажных версиях (по штуке на день сотворения).

Экранизировать роман Филипа К. Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?» собирался Мартин Скорсезе, но не срослось (хотя режиссер встретился с писателем через год после выхода книги). В итоге за сценарий взялся не слишком успешный актер по фамилии Фанчер (не путать с режиссером Финчером). Он купил права на роман, написал очень камерную версию с акцентом на экологии и даже втюхал ее продюсеру (правда, со второй попытки, после некоторых правок).

Затем в этой истории нарисовался великий и ужасный Ридли Скотт, который уже заявил о себе «Чужим» и готовился к съемкам «Дюны» (как сейчас — постановщик сиквела Дени Вильнев). Взяться за будущего «Бегущего по лезвию» Скотта подтолкнула семейная трагедия (смерть старшего брата), а «Дюну» он в итоге так и не снял (это сделал Дэвид Линч).

Подготовка к съемкам и сам продакшн напоминали маленькую войну: Скотт выбросил первый сценарий, начал писать свой и ругался с Фанчером и продюсерами так, что тем пришлось нанять еще одного сценариста. На стадии кастинга на небосклоне появился Стивен Спилберг, порекомендовавший Харрисона Форда, который только-только снялся в «Индиане Джонсе» и хотел роль посерьезнее.

Бегущий по лезвию харрисон форд

До этого главным кандидатом на роль Декарда был Дастин Хоффман, но его версия персонажа начала сильно расходиться с режиссерской. Дальше было еще хуже — Скотт конфликтовал с Фордом (режиссер считал, что Декард — репликант, актер хотел играть человека), а также со всей американской съемочной группой. Последним не нравились его дотошность, стремление снять идеальный дубль, внимание к деталям и авторитарность.

В довершение бед фильм вышел в прокат с хеппи-эндом (в режиссерской версии открытый финал), провалился и не встретил понимания у критиков. Затем, впрочем, стал классическим, как периодически случается с актами творческой воли.

Фильму пошла только на пользу «высокая детализация», которую требовал Скотт. Кинематографический мир будущего, вылупившийся из романа Дика, оказался неуютным, но очень живым. 2019 год, мрачно-электрический Лос-Анджелес. Человечество покоряет космос и отправляет в колонии работать репликантов — совершенных роботов, во всем превосходящих людей.

Правда, искусственный интеллект периодически дает сбой — и андроиды начинают бунтовать. Поэтому их срок годности ограничили четырьмя годами, а на Земле их объявили вне закона. За репликантами-нелегалами модели Nexus-6 охотятся бегущие по лезвию — специально обученные лос-анджелесские копы, способные не только к меткой стрельбе, но и проведению теста Войта-Кампфа на эмпатию.

Бегущий по лезвию харрисон форд

Одинокий, неуживчивый и склонный к употреблению виски Рик Декард (Форд) — один из лучших в своем деле, но собирается завязать. Однако сначала его приглашают в корпорацию «Тайрелл», которая производит репликантов модели Nexus-6, чтобы он протестировал секретаршу Рэйчел (Шон Янг).

Та оказывается новейшей моделью андроида — со встроенной памятью, препятствующей бунту искусственного интеллекта. Параллельно Декард охотится на репликантов, сбежавших из колонии во главе с агрессивным Роем Батти (Рутгер Хауэр). У андроидов же накопились вопросы к создателю, ведь им скоро умирать, а очень не хочется.

Бегущий по лезвию бродит по густонаселенному Лос-Анджелесу, где смешались восток и запад, где яркие неоновые вывески соседствуют с признаками близящегося конца света, где летают автомобили, а люди ночуют в мусоре.

«Бегущий по лезвию 2049» рассказывает, что же случилось с этим миром за следующие тридцать лет. А произошло немало. Через год после того, как Декард и Рэйчел сбежали из ЛА, корпорация «Тайрелл» наладила производство модели Nexus-8 — уже без ограничений жизни, но с клеймом на яблоке глаза, где отпечатывается порядковый номер, чтобы репликанта проще было выявить.

В 2022-м случается Блэкаут: мощный взрыв уничтожил почти все электронные носители и экономику, сильно затормозив прогресс. В короткометражном анимационном приквеле Black out 2022 об этом историческом эпизоде рассказывает режиссер Синъитиро Ватанабэ («Ковбой Бибоп», «Космический Денди»), подтверждая версию, что за провокацией стоит не несчастный случай, а непокорные репликанты.

Бегущий по лезвию харрисон форд

От услуг Nexus-8 отказываются, а человечество сталкивается с голодом. От катастрофы их спасает слепой гений Ниандер Уоллес (Джаред Лето), разработавший в 2025-м генно-модифицированную пищу. В 2028-м Уоллес покупает корпорацию «Тайрелл», у которой начались финансовые проблемы после запрета на репликантов. А уже в 30-е он разрабатывает новых — покорных андроидов (модель Nexus-9).

Старые же модели продолжают отлавливать бегущие по лезвию — благо им достаточно изучить глазное яблоко, а не принуждать репликантов проходить ЕГЭ. Возле Лос-Анджелеса также изменился климат — повысился уровень воды, поэтому от моря пришлось отгородиться стеной-дамбой (в отличие от любящего огонь Ридли Скотта, Дени Вильнев — поклонник водной стихии).

На момент начала фильма «Бегущий по лезвию 2049» у Ниандера Уоллеса, который еще в 30-е возомнил себя богом и начал именовать покорных андроидов не иначе как своими ангелами, появляется идефикс — репликантам необходима функция самовоспроизводства.

Дальнейший сюжет строится вокруг вопроса, способны ли репликанты рожать и любить, а также препятствуют ли имплантированные воспоминания формированию свободной личности. Как еще одна форма жизни в ленте Вильнева фигурируют голограммы-домохозяйки Джой (Ана де Армас) — заботливые спутницы жизни, к которым покупатели могут прикипеть душой не меньше, чем Хоакин Феникс к операционной системе «Саманта» в ленте «Она».

Так Дени Вильнев заглядывает в будущее, где меняются модели и культурный контекст (влияние Востока сокращается, увеличивается — нераспавшегося Советского Союза), а вопросы остаются прежними. Репликанту нужен репликант — и это главное?

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Но помимо этих существует еще целая масса фанатских версий – Скотт традиционно наснимал огромное количество материала, который так же традиционно затем был вырезан из фильма. Фанатские версии включают в себя многие из удаленных и альтернативных сцен которые стали достоянием общественности в десятилетия после выхода фильма.

Бегущий по лезвию харрисон форд

Художник Ментор Хюбнер даже использовал образ актера в некоторых концептах будущего фильма. Однако в какой-то момент представления Хоффмана о его персонаже и сюжете разошлись с мнением создателей и он покинул проект. В итоге, роль Декарда получил Харрисон Форд, который очень хотел попробовать себя в серьезном фильме и которого активно продвигал Стивен Спилберг. Впоследствии Форд несколько раз пожалел о своем решении – по его словам съемки в «Бегущем» были одними из самых изматывающих в его карьере, да и отношения с Ридли Скоттом мягко говоря оставляли желать лучшего.

Согласно сценарию, пятого репликанта звали Мэри, эту роль отдали Стейси Нелкин которая изначально претендовала на роль Прис. В приведенном выше видео можно увидеть кадры ее проб. Однако, вскоре после того, как фильм начали снимать, было принято решение вырезать Мэри из сюжета и репликантов осталось четверо. Но при этом в театральной и режиссерской версии вследствие ошибки монтажа озвучку инструктажа Декарда с фразой о шести репликантах, один из которых погиб, оставили без изменений, так что у многих возник резонный вопрос, кем же был этот пропавший из сюжета шестой репликант. Возникала популярная теория о том, что это сам Декард, на основе этой фразы был даже написан сценарий сиквела. Лишь в Final Cut ошибку с количеством репликантов исправили, заменив фразу на «двое поджарились, четверым удалось уйти».

Бегущий по лезвию харрисон форд

Лишь Coca-Cola до сих пор держится на самой вершине – и то стоит отметить, что в 1985 году компания понесла колоссальные убытки после неудачной попытки внедрения New Coke. Так что неудивительно, что через некоторое время после выхода фильма появилось понятие «Проклятия «Бегущего по лезвию»», которое так или иначе поразило все компании, рекламировавшиеся в фильме.

Бегущий по лезвию харрисон форд

Так что по большому счету это именно тот случай, когда локализация названия фильма в стиле «Интерстеллар» и «Обливион» наверно имела бы больший смысл, чем дословный перевод «Бегущий по лезвию». Но этот заголовок уже давно ушел в народ и понятно, что никто не станет его менять спустя столько лет.

Ну и в целом, несмотря на то, что мне фильм очень нравится, я вполне могу понять тех, кому «Бегущий по лезвию» ввиду своей неторопливости и всех странностей сюжета пришелся совсем не по душе. Но помимо всего этого можно найти еще одну важную причину неудачи. Дело в том, что в кинотеатрах у картины Скотта были очень мощные конкуренты. 4 июня начался прокат «Звездный путь: Месть Хана», 11 июня «Инопланетянина», ну а в то же 25 июня в прокат вышло «Нечто». Можете ради интереса сравнить это с тем, что шло в прокате скажем в июне 2015 года

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Режиссерская версия и Final cut просто заканчиваются сценой, где Декард и Рейчел заходят в лифт.

Радостная новость для поклонников легендарного Харрисона Форда. Голливудский актер снимется в продолжении фантастического триллера «Бегущий по лезвию». Об этом сообщает Лента.Ру со ссылкой на Variety.

Переговоры актера с режиссером картины Дени Вильнёвом близятся к завершению. Заявление об этом сделала компания Alcon Entertainment, которая займется съемками ленты. Сам фильм начнут снимать в 2016 году. Представители съемочной компании гордятся таким сотрудничеством и обещают создать мощный сиквел одного из самых известных фильмов в мире.

Как сообщалось, недавно в австралийском Квинслэнде начались съемки пятой части фильма «Пираты Карибского моря», которая будет иметь подзаголовок «Мертвецы не рассказывают сказки».

Харрисон Форд — американский актёр и продюсер. Наиболее известен ролями в сериях фильмов «Звёздные войны» и об Индиане Джонсе, а также лентах: «Бегущий по лезвию», «Разговор», «Игры патриотов», «Беглец», «Самолёт президента», «К-19». «Бегущий по лезвию» — художественный фильм, снятый английским режиссёром Ридли Скоттом в марте-июле 1981 года по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968). Научное сообщество признало «Бегущего по лезвию» одной из лучших фантастических картин в истории. В технических номинациях лента была выдвинута на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Новая картина покажет героев через несколько десятилетий после событий оригинального фильма.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Председатель Союза китайских предпринимателей в России рассказал «Свободной прессе» об экономическом сотрудничестве наших стран

В Совете Федерации анонсируют смену системы политических координат

Каким оружием Шойгу будет бить украинских агрессоров

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Но помимо этих существует еще целая масса фанатских версий – Скотт традиционно наснимал огромное количество материала, который так же традиционно затем был вырезан из фильма. Фанатские версии включают в себя многие из удаленных и альтернативных сцен которые стали достоянием общественности в десятилетия после выхода фильма.

Бегущий по лезвию харрисон форд

Художник Ментор Хюбнер даже использовал образ актера в некоторых концептах будущего фильма. Однако в какой-то момент представления Хоффмана о его персонаже и сюжете разошлись с мнением создателей и он покинул проект. В итоге, роль Декарда получил Харрисон Форд, который очень хотел попробовать себя в серьезном фильме и которого активно продвигал Стивен Спилберг. Впоследствии Форд несколько раз пожалел о своем решении – по его словам съемки в «Бегущем» были одними из самых изматывающих в его карьере, да и отношения с Ридли Скоттом мягко говоря оставляли желать лучшего.

Согласно сценарию, пятого репликанта звали Мэри, эту роль отдали Стейси Нелкин которая изначально претендовала на роль Прис. В приведенном выше видео можно увидеть кадры ее проб. Однако, вскоре после того, как фильм начали снимать, было принято решение вырезать Мэри из сюжета и репликантов осталось четверо. Но при этом в театральной и режиссерской версии вследствие ошибки монтажа озвучку инструктажа Декарда с фразой о шести репликантах, один из которых погиб, оставили без изменений, так что у многих возник резонный вопрос, кем же был этот пропавший из сюжета шестой репликант. Возникала популярная теория о том, что это сам Декард, на основе этой фразы был даже написан сценарий сиквела. Лишь в Final Cut ошибку с количеством репликантов исправили, заменив фразу на «двое поджарились, четверым удалось уйти».

Бегущий по лезвию харрисон форд

Лишь Coca-Cola до сих пор держится на самой вершине – и то стоит отметить, что в 1985 году компания понесла колоссальные убытки после неудачной попытки внедрения New Coke. Так что неудивительно, что через некоторое время после выхода фильма появилось понятие «Проклятия «Бегущего по лезвию»», которое так или иначе поразило все компании, рекламировавшиеся в фильме.

Бегущий по лезвию харрисон форд

Так что по большому счету это именно тот случай, когда локализация названия фильма в стиле «Интерстеллар» и «Обливион» наверно имела бы больший смысл, чем дословный перевод «Бегущий по лезвию». Но этот заголовок уже давно ушел в народ и понятно, что никто не станет его менять спустя столько лет.

Ну и в целом, несмотря на то, что мне фильм очень нравится, я вполне могу понять тех, кому «Бегущий по лезвию» ввиду своей неторопливости и всех странностей сюжета пришелся совсем не по душе. Но помимо всего этого можно найти еще одну важную причину неудачи. Дело в том, что в кинотеатрах у картины Скотта были очень мощные конкуренты. 4 июня начался прокат «Звездный путь: Месть Хана», 11 июня «Инопланетянина», ну а в то же 25 июня в прокат вышло «Нечто». Можете ради интереса сравнить это с тем, что шло в прокате скажем в июне 2015 года

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Бегущий по лезвию харрисон форд

Режиссерская версия и Final cut просто заканчиваются сценой, где Декард и Рейчел заходят в лифт.

Бегущий по лезвию харрисон форд

«Бегущий по лезвию 2049» был одним из самых засекреченных кинопроектов последних лет. Сценарий новой ленты режиссёра Дени Вильнёва тщательно скрывали от посторонних и автоматически удаляли с электронных устройств актёров уже через 36 часов, положенных на изучение текста. Как результат – о сюжете сиквела практически ничего не было известно даже журналистам, но после пресс-показа вряд ли кто-то из них остался недоволен.

Научно-фантастический нуар

Первое, что стоит сказать о «Бегущем по лезвию 2049» – антураж и атмосфера фильма Ридли Скотта в нём полностью сохранены. Время в этой научно-фантастической вселенной, кажется, почти остановилось, и даже не верится, что с момента выхода на экраны оригинальной истории прошло 35 лет, а действие сюжета перенесено аж в 2049 год.

Другая хорошая новость – российскому зрителю будет особенно приятно рассматривать декорации нового «Бегущего»: на экране то и дело мелькают надписи на родной кириллице и реклама гастролей Большого театра «из СССР». Да, в альтернативной вселенной «Бегущего по лезвию» СССР всё ещё существует. В мире, где репликанты (андроиды) противостоят человечеству, роботы читают Владимира Набокова, боготворят Фрэнка Синатру, любят пересматривать выступления Мэрлин Монро и… не пользуются мобильными телефонами.

Действие сиквела разворачивается спустя 30 лет после событий оригинальной ленты. Земля к этому времени стала практически непригодной для жизни, и большинство людей были эвакуированы на другие планеты. Офицер полиции (Райан Гослинг), чтобы спасти человечество от создателя репликантов (Джаред Лето), решает найти бывшего офицера спецподразделения полиции Рика Декарда (Харрисон Форд), который бесследно исчез 30 лет назад.

Бегущий по лезвию харрисон форд

В далёком 1982 году дорогостоящий блокбастер «Бегущий по лезвию» в широком прокате провалился — не все зрители и даже профессиональные критики оказались готовы принять его иносказательный язык, меланхоличность и кажущуюся медлительность. Свою ошибку они признали лишь через несколько лет, однако с сиквелом подобного инцидента не произойдёт – сегодня уже все понимают, что «Бегущий по лезвию 2049», как и фильм Скотта, не простой фантастический триллер, а философское высказывание на тему того, что делает человека человеком.

Кроме того, создатели нового «Бегущего по лезвию» не только остались верны эстетике оригинала, но и учли его некоторые «ошибки». Зрители 80-х ругали Скотта за отсутствие хэппи-энда, на этот же раз история более оптимистична, чем уже не раз похвастался сам Вильнёв.

Бегущий по лезвию харрисон форд

«Рик, мы дома»

В 1982 году многих актёров «Бегущего по лезвию» оскорбляло равнодушие режиссёра к их работе — Скотт уделял больше внимания уникальному антуражу ленты, чем артистам в кадре. Но в случае с Вильнёвом всё происходило как раз наоборот. За визуальную составляющую отвечал оператор Роджер Дикинс, который на этот раз вряд ли останется без «Оскара». Сам же режиссёр мог спокойно остановить съёмки на несколько часов в разгар рабочего дня, чтобы в очередной раз обсудить сложную сцену даже с опытными актёрами. И результат налицо – от игры Райана Гослинга, Аны де Армас, Сильвии Хукс, Джареда Лето, Харрисона Форда сложно оторвать глаза.

Более того, присутствие последнего в этом фильме оказалось приятной неожиданностью для поклонников оригинальной истории. Когда-то Форд клялся, что первый «Бегущий по лезвию» стал самой ужасной работой в его карьере, а всё дело в многолетнем споре актёра с режиссёром. С первого дня Форд, в отличие от Скотта, считал, что его герой – Рик Декард – не может быть репликантом. В 80-е годы разногласия кинематографистов чуть было не привели к потасовке на съёмочной площадке, поэтому продюсеры предпочли оставить этот вопрос открытым. Однако фильм «Бегущий по лезвию 2049» расставил все точки, опровергнув версию Скотта. В «Бегущем по лезвию 2049» Декард постарел, а значит, он обычный человек (и это даже не спойлер – пожилого Форда можно увидеть в любом трейлере фильма).

Бегущий по лезвию харрисон форд

И последнее – вам не обязательно видеть оригинал, чтобы понять «Бегущего по лезвию 2049». Если по какой-то случайности вы упустили из виду одну из самых значимых научно-фантастических киноработ XX века или по прошествии стольких лет забыли, чем она завершилась, вам помогут начальные титры сиквела, которые введут всех в курс дела.

— Что это?
— Дерево.
— А. Никогда не видела деревьев. Красивое!
— Только мертвое.
— И кто же держит у себя мертвое дерево?

(c) Диалог Мариэтт и офицера KD9-3.7

Бегущий по лезвию харрисон форд

Говорить, что мне очень понравилось новое творение Дени Вильнёва, значит просто промолчать. После прошлогоднего научно-фантастического фильма №1 («Прибытие») я даже не готов был увидеть филигранную вершину творчества этого режиссера уже в этом году (рецензия писалась в 2017 году) и это, поверьте, нужно видеть и слышать своими глазами и ушами.

С сюжетной точки зрения новый «Бегущий по лезвию» не просто духовный наследник, а прямой потомок первого фильма, более сложный структурно, развивающий не только темы самоидентификации, наличия души, физического и морального превосходства, предназначения или судьбы. Философия фильма выводит на новый виток проблемы социального неравенства, зреющих противоречий и их разрешения, этичности личностных мотивов и их последствий. В картине начисто отсутствуют определения «свой, чужой», «хороший, плохой, злой». Каждая из сторон конфликта преследует свои цели: кто-то пытается понять причину своих поступков и найти свое прошлое, кто-то старается просто жить и существовать в рамках установленных правил, кто-то стремится найти высшую цель, которая низвергнет всех в пучины хаоса, а кого-то возвысит над всеми, даруя шанс устанавливать свои правила. Единственное, к чему придти невозможно, — компромисс. Причем все пути этого мрачного будущего ведут в еще более кровавое, безысходное и, увы, сугубо прагматичное будущее. Как тут не вспомнить «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец»!

Упоминать, что Вильнев умеет не только в интерпретацию первоначальных смыслов, я еще раз не буду. В одной из сцен Рик Декард держит в руках книгу Владимира Набокова «Бледный огонь». Сюжет книги, конечно, несколько навевает мысли о «Бегущем», но куда важнее две вещи: ее символизм названия и сопутствующая цитата.

Визуально и музыкально «Бегущий» безупречен. В мире будущего Лос-Анджелеса и его окрестностей нет цветов жизни: красного и зеленого. Если красный — то только кровь, если зеленый — то проецируемая голограмма растений. Ярким и насыщенным цветам нет места там, где нет радости. Окружающее пространство угнетает не меньше, чем сама жизнь корпоративного будущего. Неоновые рекламы, темнота, хлещущий как из ведра дождь, заброшенные города, песчаные бури, бескрайние фермы, молочный туман, крупные хлопья снега морозным утром. И эти панорамные планы. Они захватывают дух, восхищают, удивляют, заставляют содрогнуться. Но помимо общих кадров завораживают крупные планы лиц, реклам, удивительных внутренних помещений. Про одну из сцен убийства (кадр из окна) или синхронизацию репликанта и голограммы я вообще молчу, последнее — уникальная находка для фильма в целом. И шлифует общее великолепие вызывающее, тревожное, почти отчаянное и надрывное музыкальное сопровождение, сопоставимое с эффектом разорвавшейся бомбы, каждый раз, когда подчеркивает не менее напряженный момент фильма.

Кроваво-черное ничто взмесило
Систему тел, спряженных в глуби тел,
Спряженных в глуби тем, там, в темноте
Спряженных тоже. Явственно до жути
Передо мной ударила из мути
Фонтана белоснежного струя.

Отдельной строчкой отмечу актерскую игру. Райан Гослинг показал, что может играть драматические роли, но какое-то недосказанное ощущение остается. То ли это специфика самой роли, то ли собственное видение актера. Не могу с уверенностью сказать, о чем именно мечтают андроиды. Очень понравилась игра «совершенного ангела» Робин Райт, голограммы Аны Де Армас и Джареда Лето. У последнего очень интересный пугающий образ отрешенного гения. Для Харрисона Форда в последнее время режиссеры отводят все меньше экранного времени, а зря, сыграл он очень и очень неплохо, но заметно, что вечный Индиана Джонс и Хан Соло либо сильно сдал, либо просто устал от съемочных процессов. В целом актерский состав приходится очень к месту, прекрасно вписываясь в антиутопический киберпанк.

Возвращаясь к Набокову и цитате из Шекспира, давшей название книге писателя («Луна — это наглый вор, и свой бледный огонь она крадёт у солнца»), можно очень долго рассуждать о том, могут ли репликанты быть живее, чем люди, достойно ли существо без «души» иметь равные права с человеком, и кем репликанты приходятся людям: рабами, универсальными инструментами, неудавшимися экспериментами или той ступенью эволюции, которой человечеству не достичь. «Бегущий по лезвию 2049» не старается приукрасить реальность, огибать сложные и неудобные темы (тот же незаконный детский труд) или дарить толику оптимизма. Напротив, романтизма тут почти нет, сурового реализма более чем, а модернизм с символизмом идут вместе по дороге депрессивно-пессимистического повествования.

Смотреть новый фильм Дени Вильнева нужно затаив дыхание, боясь спугнуть неповторимую урбанистическую атмосферу и медленно погружаясь в трансовую меланхолию. Кто знает, может нас всех ждет впереди светлое будущее. «Навряд ли» — отвечает Джо (офицер «КD9-3.7»).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector