Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Для начала — небольшой ликбез. Балансировкой называется совмещение центра массы колеса с осью вращения. При этом грузы закрепляют напротив тяжелой части колеса. Это определение статической балансировки. А поскольку колесо представляет собой не тонкий диск, а довольно широкий каток, то необходима так называемая динамическая балансировка, когда грузы размещаются и на наружной, и на внутренней частях колесного диска. Естественно, колеса нуждаются в балансировке сразу после монтажа шины на колесный диск: ведь дисбаланс может достигать 50–60 г на каждую сторону. Если получается больше, то имеет смысл «покрутить» шину относительно диска, обеспечив их взаимный поворот на 180 градусов. Такой изначальной балансировкой работники шиномонтажа обеспечивают дисбаланс менее 5 г на сторону. Считается, что новая покрышка способна на первых километрах несколько изменить свое положение на диске, а потому балансировка немного уйдет.

Теперь обратимся непосредственно к нашей теме. Если вы на одни и те же диски попеременно устанавливаете то зимнюю, то летнюю резину, то балансировки вам не избежать. Тут и спорить не о чем. Вопрос о балансировке каждый сезон возникает только у тех автовладельцев, которые имеют два полных комплекта колес: летних и зимних.

Итак, следует ли балансировать колеса при каждой сезонной замене?

Если подходить к процессу формально, то стоит вспомнить инструкцию к автомобилю. Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если вы за один сезон проезжаете меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.

Но это в теории, а на практике советую следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.

Если вы сами заменяете колеса два раза в год, то для вас применима следующая рекомендация. Поставьте колеса и поездите пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми вы ездите, не возникает никаких вибраций, балансировку можно не проводить.

Прежде всего, если не балансируется колесо, следует обратить внимание на состояние диска. В результате поездок по неровным дорогам возникает риск образования вмятин. Такие дефекты напрямую влияют на разбежность центров масс.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Балансировка колес напрямую влияет на эксплуатационные показатели автомобиля. От этого также зависит интенсивность износа покрышек и работоспособность элементов подвески. Кроме того, разбалансированная шина вызывает вибрации рулевого колеса и доставляет дискомфорт.

Чтобы избежать негативных последствий, производители рекомендуют выполнять процедуру при каждой смене резины. Иногда возникают ситуации, когда не балансируется колесо.

Проведя анализ возможных причин, учитывая мнения автоэкспертов, мы разберемся, какие факторы оказывают влияние. А также что необходимо делать, если колесо с первого раза не балансируется.

Основные источники неисправности

Автомобильная шина имеет неоднородный состав. Покрышка изготовлена из множества расположенных поочередно слоев резины, нейлонового и металлического волокна. Поэтому в процессе изготовления сложно достичь точного центра масс. На скорости свыше 60 км/ч может возникать биение, сильно отдающее в подвеску и рулевое управление.

Вибрации губительны для конструктивных элементов машины, приводят к преждевременному выходу деталей из строя, неравномерному износу шин и дорогостоящему ремонту.

Как правило, балансировка на специальном стенде приводит к совмещению центров масс и устраняет возможную проблему. Порой убрать неполадку с первого раза нельзя.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Наиболее распространенными причинами того, что колесо не балансируется, могут быть:

  • деформация колесного диска;
  • попадание постороннего предмета или воды внутрь покрышки;
  • неоткалиброванный балансировочный станок;
  • неровности тормозного диска.

Эти моменты, незаметные с первого взгляда, играют важную роль в обеспечении работоспособности автомобиля.

Как избежать

Чтобы исключить факторы, при которых не балансируется колесо, нужно:

  • выбирать только проверенные СТО и автосервисы;
  • устанавливать шины на диски без явных следов износа и деформации;
  • обращать внимание на квалификацию персонала.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Обращайте внимание на квалификацию персонала СТО

Придерживаясь этих простых правил, можно избежать проблем, возникающих при неполадках шин.

С первого раза

Прежде всего, если не балансируется колесо, следует обратить внимание на состояние диска. В результате поездок по неровным дорогам возникает риск образования вмятин. Такие дефекты напрямую влияют на разбежность центров масс. Для устранения такого дефекта перед началом балансировки диск необходимо выровнять на специальном прокатном станке.

Еще один важный фактор — попадание постороннего предмета или воды внутрь собранного колеса. В результате возникающих центробежных сил даже небольшое количество жидкости вызывает дисбаланс, устранить который невозможно. Такую неисправность выдает звонкий звук, возникающий во время выполнения работ.

Другим обстоятельством, влияющим на то, что не балансируются шины, считают неравномерный износ тормозного диска. В процессе остановки, при соприкосновении суппортов с этой деталь перепады толщины могут вызвать сильное биение. Поэтому у водителя возникает ощущение неотбалансированной покрышки.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Неравномерный износ тормозных дисков

Механический станок должен периодически проходить проверку на наличие неисправностей и калибровку. В противном случае возникает разбежность в направлении центробежных сил. На станке будет зафиксирована постоянная разность масс, причем каждый раз в другом месте, отчего колесо с первого раза не балансируется.

На обычных стендах для установки диска используют универсальный конус, износ детали также влияет на достоверность показателей. На некоторых СТО для более точных измерений применяют втулку, имитирующую ступицу. В таком случае балансировку производят не по центру диска, а по посадочным отверстиям колеса.

Скорость процесса зависит от квалификации персонала. А знание процедуры позволит быстро принять решение, что делать, если колесо не балансируется, а также сохранять уверенность в правильности выполнения работ.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Современный автовладелец особо не вдается в процесс балансировки колес. Он воспринимает его как некую обязательную процедуру при сезонной переобувке и даже не догадывается, насколько важно ее качество.

В действительности последствия дисбаланса вращающегося тела можно увидеть и дома. Попробуйте бросить в стиральную машинку кроссовки и запустить ее на отжим. Появившийся в барабане дисбаланс вызовет его биение, а с увеличением скорости стиралка будет грохотать и сотрясаться. Нечто похожее происходит и с автомобилем, колеса которого неотбалансированы.

Подвеска и ступичные подшипники, элементы рулевого управления даже при дисбалансе в 10-15 г получают тысячи ударов в минуту с амплитудой 0,1-0,3 мм. Они могут быть неощутимы для водителя, но действуют как перфоратор на бетон. Неумолимо разрушающе. Кроме того, нарушенный баланс увеличивает износ шин и делает его неравномерным.

Если учесть, что на каждом из колес дисбаланс будет разный, то при движении на высоких скоростях автомобиль становится менее устойчивым. Управлять им тяжелее, а на скользкой или мокрой дороге ситуация может и вовсе выйти из-под контроля.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Итак, дисбаланс появляется при несовпадении центра масс колеса с осью вращения. Казалось бы, на абсолютно новых шинах или дисках такого быть не может, ведь они сделаны с соблюдением всех технологических требований.

Да, это так, но в любом случае в процессе производства шина не выходит идеальной. Какая-то ее часть может быть чуть толще и тяжелее, какая-то – тоньше и легче. Речь идет о миллиметрах и граммах, которые просто так не определить. После монтажа на диск, который также неидеален в силу тех же технологических причин, получается единая конструкция, имеющая общий центр масс. Именно поэтому колесо балансируется в сборе.

Если бы оно представляло собой условный тонкий диск, то балансировка была бы только статической. В этом случае достаточно уравновесить противоположные центры масс: минимальный и максимальный. Но автомобильное колесо широкое, и потому ему требуется динамическая балансировка, по внешней и по внутренней стороне.

Делается это при помощи специальных свинцовых или цинковых балансировочных грузов массой 5-60 г. На штампованных дисках они крепятся стальными клипсами-защелками, на легкосплавных – самоклеющимися полосками. Устранить дисбаланс самостоятельно невозможно. Для этого применяются специальные балансировочные станки.

По конструкции они разные – от самых простых до тех, что снабжены лазерными датчиками. Последние позволяют определить не только дисбаланс, но и кривизну диска или нарушение его геометрии. В этом случае владельцу предложат отремонтировать диск или могут отказать в балансировке в силу ее невозможности.

Но даже наличие в шиномонтаже такого станка не даст никакой гарантии того, что колеса вашего автомобиля будут отбалансированы правильно. Во-первых, станок должен быть закреплен на прочном, лучше бетонном основании и стоять строго горизонтально.

Во-вторых, в его электронный блок нужно ввести корректные данные по типоразмеру шины и диска, а сам станок не должен иметь износа во вращающихся элементах и быть откалиброван. Наконец, мастер должен иметь соответствующую квалификацию и опыт – как показывает практика, 90% успеха зависит именно от этого фактора.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Например, если колесо требует значительного количества грузов, он должен знать, что поворот шины относительно диска может снизить дисбаланс, и грузов потребуется меньше. Правда, этому правилу следуют далеко не все, и вот почему.

Изменение положения шины относительно диска с целью уменьшить массу требуемых для балансировки грузиков далеко не всегда приводит к желаемому результату (результат заранее неизвестен!).

При этом значительно увеличиваются трудозатраты на балансировку и, как следствие, ее стоимость. В то же время очень большое количество грузов на колесе может говорить о низкой квалификации работника. С другой стороны, автопроизводители не указывают максимальную массу используемых при балансировке грузиков.

При прочих равных условиях, масса грузиков, требующаяся для компенсации дисбаланса, будет минимальной, если они устанавливаются на максимальном расстоянии от центра масс системы «диск-шина», т. е. на бортовых закраинах.

Установка же грузиков ближе к центру масс системы «диск-шина» (например, чтобы не портить внешний вид диска, клеящийся грузик размещают на внутренней поверхности обода) неизбежно приведет к необходимости увеличить их массу.

Также мастер должен очистить шину от мельчайших камней в протекторе, а диск – от налипшей грязи. В случае его деформации обязательно проинформировать владельца.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Один из важнейших моментов – крепление колеса на станке. В большинстве случаев оно крепится через центральное отверстие диска. С задней стороны колесо садится на конус, а спереди фиксируется фланцевым адаптером и зажимной гайкой. Такой способ увеличивает скорость процесса балансировки, но не всегда обеспечивает идеальную центровку.

Улучшить ее помогают специальные адаптеры Haweka. Суть их в том, что колесо зажимается на станке через отверстия для колесных шпилек. При этом вероятность повредить лакокрасочное покрытие колесного диска минимальна. К тому же адаптер имитирует практически точную посадку колеса на ступицу и даже необходимый момент затяжки. Точность балансировки в этом случае будет выше. Фланцевые адаптеры выпускаются под различную разболтовку и могут использоваться на любом балансировочном станке.

После установки грузиков нужной массы в указанных станком местах процедура проверки проводится еще раз. В случае необходимости грузики или добавляются, или снимаются, но их масса не должна быть более 5 граммов. Колесо считается отбалансированным, если показания на табло прибора будут нулевыми.

Так в каких случаях и как часто необходима балансировка колес? Как правило, в руководствах по эксплуатации автомобилей балансировка рекомендуется раз в 10-15 тысяч километров пробега. Но это при условии, что не производилось разбортирование колес.

То есть если при сезонной смене шин используются одни и те же диски – балансировка обязательна. Также она необходима, если автомобиль проехал несколько тысяч километров по плохим дорогам или были случаи попадания колеса в яму. Но в этом случае балансируется не одно колесо, а пара, стоящая на одной оси.

После покупки шин хлопоты автовладельцев не заканчиваются. Резину надо установить, а затем и отбалансировать. А что делать, если шины, сколько ни балансируй, упорно не хотят ехать ровно? Куда идти жаловаться? Об этом — в сегодняшнем материале Автобизнеса.

«В магазине заметили значительное биение»

Павел: «Купил в январе четыре летних колеса 245/40 R18, которые поставил на автомобиль в начале апреля этого года. Шины новые, но, несмотря на это, каждую неделю стал посещать шиномонтаж из-за того, что колеса постоянно разбалансировались и становились «яйцом». Машину при езде начинало трясти.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Когда третий раз поехал на шиномонтаж, мне сказали, что ничего уже не исправить, оптимизация диск-колесо уже не помогает. Сколько груза на диски ни вешай, шина от этого ровной не становилась.

Хотел сдать эти колеса продавцу, ведь чек и гарантийный талон есть. Приехал в магазин, где покупал шины. Там крутанули их на стенде — действительно, на двух колесах было замечено значительное биение. Но мне сказали, мол, покатайся еще, деньги пока не вернем. Я обратился к ним с устным заявлением об урегулировании спора в досудебном порядке, чтобы не нести денежные потери обеим сторонам, на что получил ответ, что по нашему законодательству не регламентируется биение и отклонение резины свыше 17-го диаметра. Деньги мне не возвращают.

Куда идти, кому писать? Получается, что покрышки свыше 17-го диаметра можно продавать кривыми и что это относится к недоказуемому по законодательству?»

До 16 и больше

Попробуем разобраться. Разбалансировка колес — это динамический дисбаланс шин в сборе с колесом, который устраняется корректирующей массой, проще говоря, грузиками или грузилами.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Обратимся для начала к ГОСТ 4554-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких, грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости». В данном документе содержатся сведения о том, сколько по массе таких грузил можно навесить на колесо.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Как мы видим, данные технические нормы предусмотрены только для дисков диаметром от 12 до 16 дюймов. Что касается биения шин, то тут тоже есть предельные нормы.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Но опять-таки этот ГОСТ ограничивается диаметром диска со значением 16.

У Павла диски больше. Тогда чем в его случае регулируются нормативы по биению и массе допустимого груза при балансировке? По гарантийному талону, который выписал продавец шин, он (продавец) не распространяет гарантию на шины при их дисбалансе из-за некачественного монтажа и балансировки.

Но к шиномонтажу претензий нет, поскольку проблему с биением шин диагностировал сам продавец. При этом он гарантирует соответствие шин заявленным требованиям при условии соблюдения потребителем ТКП 299-2011 «Автомобильные шины, нормы и правила обслуживания». Но в этом документе вы не найдете норм биения шин и допустимую массу грузил при балансировке. Вместе с тем в нем указан гарантийный срок службы шин — 5 лет со дня изготовления.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Прямая дорога к продавцу

За комментарием мы обратились к управляющему ООО «МастерШинаСервис» Павлу Иваницкому:

«Действительно, существующими нормами ГОСТа не установлены требования по динамическому дисбалансу шин, диаметр которых превышает R16. Если, допустим, на колеса диаметром R16 максимальное количество корректирующей массы (грузил) не может превышать 160 грамм на одно колесо, то для R17 и выше такие нормативы не предусмотрены».

Таким образом, ГОСТами нормы по балансировке шин диаметром выше 16 не оговорены, поэтому к шиномонтажу в данном случае претензии действительно не предъявишь, если балансировку и монтаж сотрудники проводили по правилам. Но предусмотрена рекламация, то есть претензия покупателя, предъявляемая продавцу или поставщику по поводу ненадлежащего качества товара.

Анализируя качество, обратимся к Закону РБ «О защите прав потребителей» (далее — Закон). В силу статьи 11 этого Закона потребитель имеет право на проверку качества товара. Если же в технических регламентах не указаны условия качества продукции, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется. Применительно к шинам это означает, что они должны безопасно ездить в сборе с дисками.

Таким образом, Павел может официально обратиться к продавцу с претензией о реализации товара ненадлежащего качества и потребовать либо расторжения договора и возврата денег (срок удовлетворения — незамедлительно, в соответствии с ч.1 ст.25 Закона), либо замены товара на товар надлежащего качества (срок удовлетворения — незамедлительно, в соответствии с ч.1 ст.23 Закона).

Если продавец не согласен с этим, он обязан самостоятельно назначить экспертизу качества товара, в проблеме будет разбираться квалифицированный эксперт. Но при этом надо понимать: если экспертиза не выявит брак, покупателю придется оплачивать ее стоимость самостоятельно.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

да блин азотом то накачал, да и сегодня последний раз балансировал в нашем Мерседес-центре — они ж и не такие ещё колёса балансируют — мерсам, бмв и всяким прочим майбахам.

У каждого авто, как у женщины, должна быть своя изюминка!

не совсем понял .
диски не штатные конечно, R20, 8,5J, +15
зачем проставки? их ставят если вынос меньше ведь, или если шпильки короткие к примеру

t.me/trueanewsua
оперативно из Харькова.

. Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
. Сальвадор Дали

каокой размер посадочного места надиске, то бишь ступичный размер какой.

Всё знаю,везде был, всё видел. ®

Серый в балансе то не играютЬ, а вот когда колесо ставят-притянут одну гайку и колесо уже не ровно садится.
у меня кент так мучился. фотки которые я показывал

Всё знаю,везде был, всё видел. ®

вот и ответ. Было один в один. Проставки одеваются на ступицу увеличивая ее диаметр под отверстие диска.Я при покупке несколько милиметров не угадал в размере диска(((

вот и ответ. Было один в один. Проставки одеваются на ступицу увеличивая ее диаметр под отверстие диска.Я при покупке несколько милиметров не угадал в размере диска((( дык,так кто же выльет правильный размер диска то?.20″ 6 болтов,139.7,ступица 110.5?

t.me/trueanewsua
оперативно из Харькова.

. Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
. Сальвадор Дали

вот и ответ. Было один в один. Проставки одеваются на ступицу увеличивая ее диаметр под отверстие диска.Я при покупке несколько милиметров не угадал в размере диска((( вы про разницу в центральном отверстии говорите? тогда его правильнее будет назвать центровочным кольцом наверное. Потому как проставки -это другое. Но эти кольца — совсем не обязательный аксесуар — все ездят без них. И захочешь купить — фиг найдёшь. Дырка диска и ступица совпадают только на штатных родных дисках — на любом стороннем диске обычно чуть больше для расширения универсальности. Да и хорошие гайки — они ж конусные — поставят диск туда, где ему надо быть

ну, неправильно выразился. Тем не менее. В моем случае это было причиной. При хорошей балансировке колес, в движении начинало бить руль. А кольца эти любой токарь сделает.

ну, неправильно выразился. Тем не менее. В моем случае это было причиной. При хорошей балансировке колес, в движении начинало бить руль. А кольца эти любой токарь сделает. попробую, хотя завтра проверю в сервисе тормозные диски — скорее всего они греются и их ведёт

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Часть 1. Начало. Началось все с покупки нового комплекта резины и дисков, который отправился собирать в «Шиномонтаж №1» Papa Dizzel, сотрудники которого собрали колеса и сделали балансировку в 0.

Через несколько дней выехал на трассу и почувствовал сильное биение руля, неподалеку находился «Шиномонтаж №2» АвтоШина (официальный дилер многих производителей шин, фактически официал-монополист в нашем городе). При осмотре сотрудники АвтоШина делают заключение, что «Шиномонтаж №1» не качественно выполнил свою работу, они все переделают. После их работы, выезжаю на трассу и… опять биения)) Заезжаю обратно, говорю проверяйте при мне качество балансировки… дисбаланс грамм 40)) Соглашаются, что не правы и переделывают, но с условием, чтобы я к ним больше не приезжал, так как проблема не в балансировке, а чем то другом. Сам понимаю, что проблема не в колесах, но закрадывается интерес и не понимание, как две балансировки подряд могли так быстро сбиться.

Далее отдавал в работу только 1 переднее колесо, так как понял, что что то здесь не так.
После заезда по трассе, направляюсь в «Шиномонтаж №3» — они же, официальный дилер Bridgestone. Ставим на станок, дисбаланс около 30. Они ругают «Шиномонтаж №1» Papa Dizzel и «Шиномонтаж №2» АвтоШина, типо у них сбились станки, а станок у Bridgestone, только прошел калибровку.

На трассу больше не выезжаю, разыгрался непреодолимый интерес еду с Bridgestone в noname «Шиномонтаж №4». Там вообще, дисбаланс показал 60…

Часть 2. Разгадка истории.
Закралась одна догадка и я решил ее проверить. Вызываю выездной шиномонтаж к гаражу, в котором лежат несколько колес от разных машин — для чистоты эксперимента. Назовем его «Шиномонтаж №5″… вешаем колесо… и у нас опять… дисбаланс))) С этого момента, начал фотографировать…

Мастер выводит баланс в 0. Обычно после этого, все радостные уезжают на отбалансированных колесах, но не в этот раз)))

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Прошу снять колесо и проверить балансировку второй раз. Получаем дисбаланс.

Колесо теряет балансировку по нескольким причинам. Во время активной езды по плохим дорогам с множеством ям могут потеряться не только грузики, но даже и колпаки. Диск получает сильные удары и может сам потерять форму. Штампованные колеса легко мнутся, в отличие от легкосплавных, которые только трескаются. Эти вмятины и становятся причиной разбалансировки. Возникают неприятные вибрации, нарушающие комфорт передвижения и даже влияющие на работу электронных систем, таких как ABS или ESP. Кроме того, на крупных неровностях повреждения получают покрышки, образуются грыжи, резина теряет однородность, из-за чего тоже возникает разбалансировка и, как следствие, вибрации колеса при вращении. Стоит ли сразу отправляться в мастерскую или можно поездить на таком трясущемся автомобиле еще несколько тысяч километров?

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Почему бьет колесо?

Балансировать колеса нужно всегда, причем даже новые. В процессе производства покрышки невозможно идеально распределить ее вес относительно центра оси вращения. Многослойная структура колеса всегда неоднородна, металлический корд и защитная основа идут волнами, отчего центр масс не совпадает с центром вращения. Силы инерции заставляют шину вибрировать. На новых покрышках, произведенных на современных заводах с высоким уровнем точности, эти вибрации несильные. На менее качественных колесах они более заметны. С возрастом при износе резины и при использовании поврежденных дисков биения усиливаются.

Предположим, на автомобиле установлены неотбалансированные колеса, то есть центр масс геометрически смещен относительно оси вращения. Пока автомобиль движется на маленькой скорости, биение не чувствуется и никак не влияет на безопасность движения.

Однако с ростом скорости свыше 60 км/ч частота вращения колеса возрастает и входит в резонанс с кузовом. Колебания усиливаются и достигают пика.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Водитель чувствует, как трясется сиденье, руль, педали. Амортизаторы, пружины, сайлентблоки и иные детали переживают не лучшие минуты. Вибрации ослабляют крепления, усиливают напряжение, наносят технике вред.

Завыл подшипник

Высокочастотные колебания для любых механизмов представляют опасность. При вхождении в резонанс вибрирует автомобиль целиком, в том числе болты и гайки, крепления хомутов, ступичные и опорные подшипники. Машина идет в разнос. Могут появиться течи технических жидкостей или ослабнуть соединения в системе охлаждения мотора.

Через несколько тысяч пробега на разбалансированном колесе рискует завыть ступичный подшипник. Ступица греется из-за возросшего трения роликов и разрушается. Затем автомобиль начинает тянуть в сторону, нарушается управляемость.

От вибраций постепенно расшатывается рулевая рейка и ее наконечники, появляется люфт, наблюдается выработка трущихся деталей.

Сцепление колес с дорогой снижается, и в экстремальных режимах, на пределе сцепления резины, вибрации способствуют проскальзываниям протектора при боковых перегрузках. Однако не каждый автомобилист их почувствует, ведь подавляющее большинство водителей не доводят машину до пограничных режимов в виражах. Однако все сталкиваются с неравномерным износом шин.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Поперечные канавки

Вибрации способствуют возникновению на протекторе поперечных канавок, похожих на те, что оставляют волны прибоя на песке. Водоотвод нарушается, колесо перестает столь же надежно держать дорогу, есть риск возникновения заноса. Канавки на протекторе провоцируют еще большее биение колеса и неправильное срабатывание ABS. Тормозной путь растягивается.

Для того чтобы исключить негативное влияние дисбаланса, следует незамедлительно найти причину биения и отбалансировать колеса в шиномонтажной мастерской.

Даже если вибрации не ощущаются, то это не значит, что колеса в порядке. Необходимо проводить проверку балансировки хотя бы раз в год или 1 раз на 10 тыс. км пробега. В особенности это важно для тех водителей, которые часто ездят на дальние расстояния и подвергают машину вибрациям по несколько часов подряд.

Когда необходимо балансировать колесо автомобиля? Зачем вообще это делать? Что будет со мной, если я откажусь от балансировки? Эти вопросы волнуют каждого водителя. Ведь качественную и точную балансировку невозможно выполнить своими руками — для этой работы нужен шиномонтаж с хорошим оборудованием.

Когда необходимо балансировать колесо автомобиля? Зачем вообще это делать? Что будет со мной, если я откажусь от балансировки? Эти вопросы волнуют каждого водителя. Ведь качественную и точную балансировку невозможно выполнить своими руками — для этой работы нужен шиномонтаж с хорошим оборудованием. Поэтому многие предпочитают экономить свои ресурсы именно на балансировке, совершая большую ошибку, которая может обойтись автомобилю и водителю намного дороже, чем услуга восстановления баланса колеса.

Зачем балансируют колёса

После установки новой шины в диске возникает радиальное биение, спровоцированное несовпадением центра тяжести и оси вращения. Для компенсации этого дефекта на диске закрепляют балансировочные грузы, обеспечивающие равномерное вращение обода. Колесо ставят на балансировочный станок, который вращает диск и фиксирует радиальное биение. Положение компенсирующего груза определяют опытным путем.

Суть процедуры восстановления баланса сводится к совмещению центра тяжести «обутого» диска с его геометрической осью, которая находится на одной линии с центром вала привода. Соосность конструкционных элементов — необходимое условие для комфортной и безопасной эксплуатации автомобиля. Если оси «обутого» диска и вала привода не совпадают, водитель и пассажиры автомобиля оказываются в крайне неприятной ситуации с далеко идущими последствиями.

К чему приводит отсутствие балансировки?

Попробуйте прокатиться на неотбалансированных колесах хотя бы сто метров. После такого приключения вы быстро поймете, зачем необходимо балансировать колеса, и усвоите урок на всю жизнь. Если вы предпочитаете учиться на чужих ошибках — просто запомните, что эта операция устраняет дисбаланс диска и шины — основную причину вибраций, сотрясающих и автомобиль, и пассажиров с водителем. Ну а что дисбаланс делает с подвеской не нужно объяснять даже далекому от мира автомастерских человеку. Она может рассыпаться от постоянной вибрации во время движения автомобиля по трассе. Поэтому балансировка колес необходима каждому транспортному средству.

На что еще влияет балансировка колёс? В первую очередь на срок службы шины. Радиальное биение приводит к появлению локальной потертости. В этом месте глубина протектора стирается намного быстрее, поэтому дисбаланс — это основная причина преждевременного износа шины. Не хотите менять резину раз в год — заказывайте балансировку с нужной периодичностью.

Как часто нужно балансировать колеса

Опытные водители заказывают балансировочные работы при каждом посещении шиномонтажа. Зачем проверять баланс так часто? Ведь некоторые автолюбители настаивают на том, что балансировать диски нужно только при замене шин. Объясним это на простом примере.

Допустим, вы попали в пробку, вынуждающую вас двигаться рывками, совершая резкие ускорения и торможения. Итогом такой езды станет неравномерный износ протектора, в результате которого определённая шина теряет около 10 грамм резины, получив выточку в пятне контакта. «Всего 10 грамм, стоит ли ради этого балансировать колесо?» — подумает неопытный водитель, и будет не прав, ведь на скорости 100 км/час эти 10 грамм превращаются в 2,5 килограмма, которые начинают влиять на автомобиль не самым лучшим образом. Согласитесь, такой перевес даёт причину для немедленного обращения в автомастерскую.

Калибровочный груз, который балансирует колесо вашего авто, может слететь с диска при неудачном маневре. Это значит, что машина останется с проблемой дисбаланса один на один, без поддержки компенсаторов, нивелирующих радиальное биение. А еще в вашем протекторе может застрять камень, нарушающий баланс.

Все эти риски означают только одно — вам нужно как можно чаще балансировать колеса вашего авто. Причем как часто делать балансировку — решаете вы лично, руководствуясь качеством дорог на привычных маршрутах и собственным стилем вождения.

Обычные автолюбители предпочитают балансировать диски раз в шесть месяцев, во время замены резины. Предусмотрительные автовладельцы проверяют дисбаланс каждые три месяца. Водителям такси стоит заказывать балансировку после 5000 километров пробега — для них это крайне необходимый процесс, улучшающий уровень комфорта пассажиров.

Насколько важна точность балансировки колёс

Что нужно знать о точности баланса? Только одно правило: чем выше точность, тем лучше чувствуют себя и водитель, и пассажир. Ведь даже небольшая неуравновешенная масса генерирует значительное радиальное биение на высокой скорости.

Почему это происходит? В первую очередь, потому, что дисбаланс создает значительную центробежную силу, прямо пропорциональную произведению квадрата угловой скорости, неуравновешенной массы и радиуса вращения. То есть масса усиливается скоростью вращения диска. В итоге растущая скорость авто означает увеличение влияния неуравновешенной массы на шину, диск, вал привода, раму, двигатель и остальные конструкционные элементы транспортного средства.

Поэтому при борьбе с дефектами баланса счет неуравновешенных масс идет на граммы. А качественный процесс балансирования означает, что шиномонтажник будет работать на станке до тех пор, пока радиальное биение уменьшится до критически малого значения.

На первый взгляд безобидное биение колес может свидетельствовать о ряде серьезных недостатков автомобиля. Более того, в некоторых случаях неотбалансированные колеса сами провоцируют многочисленные поломки подвески. Они ответственны и за неправильную работу электронных систем, а также снижают ресурс деталей трансмиссии.

Что такое дисбаланс?

Понятия «дисбаланс» и «разбалансировка» обычно касаются тех технических элементов автомобиля, которые совершают вращательные движения. Это могут быть не только колеса, но и валы трансмиссии, тормозные диски и барабаны, а также шарниры равных угловых скоростей. Каждая из этих деталей имеет ось симметрии, и в случае нарушения расположения центра тяжести или из-за появления люфта в подшипниках начинаются вибрации.

При неуравновешенности вращающихся масс возникает дисбаланс, который провоцирует инерционные колебания внутри технического узла. Эти вибрации приводят к росту разнонаправленных нагрузок и постепенному разрушению деталей и креплений.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Вибрации колес

Одна из частых причин возникновения дисбаланса — механическое повреждение колесных дисков. Если они имеют крупные вмятины, то центр масс диска искажается и во время вращения возникает центробежная сила, воздействующая на ось. Эта вибрация поглощается деталями подвески, пружинами, амортизатором и резинометаллическими шарнирами. То же самое происходит при налипании внутри диска грязи или снега.

Нередко на баланс колес оказывают влияние и шины. Распределение материала в них неоднородно, отчего центр масс не совпадает с центральной осью колеса. Поэтому мастера шиномонтажа уравновешивают массы с помощью небольших грузиков.

Дисбаланс может возникать из-за крупного камня, застрявшего в протекторе, из-за неравномерности его износа, разной толщины боковин, наличия повреждений резины, «грыж» и прочих нарушений геометрии покрышки. Чем старше шина, тем больше накапливается подобных повреждений.

Как узнать, какие колеса разбалансированы?

При слабом дисбалансе вибрации можно почувствовать уже на скорости 80-100 км/ч. А при сильном — даже на скорости 40 км/ч и меньше. Характер вибраций меняется с набором скорости, возникают биения и толчки рулевого колеса, педалей, кресла и дребезжание салонных панелей. В худшем случае будет нарушена курсовая устойчивость транспортного средства. Водитель слышит посторонние звуки и пульсацию шума, резко снижается комфорт передвижения.

Если разбалансированы передние колеса, то обычно отмечаются вибрации руля и педалей, наблюдается незначительная потеря курсовой устойчивости.

Если разбалансированы задние колеса, то машину будет уводить в сторону при разворотах.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Повреждения из-за тряски

При длительном игнорировании дисбаланса возможна поломка одного или нескольких технических узлов. Во-первых, быстрее изнашиваются резинометаллические элементы шасси. Неподрессоренные массы переживают вибрации хуже всего. Ослабевают крепления, разбиваются подшипники. Повышается риск поломки элементов тормозной системы. К примеру, могут выскочить из креплений пружины в барабанных тормозах.

Часто выходят из строя ступичные подшипники, а также крепления ШРУСов. Далее эти повреждения сказываются на большинстве элементов шасси и трансмиссии.

Из-за вибраций хуже работают электронные помощники движения, такие как ABS и ESP. Электроника дает сбои и может показать ошибки на приборной панели.

Неколесный дисбаланс

Если водитель чувствует вибрации только при торможении, то дисбаланс колес не является его главной причиной. Вероятнее всего, виноваты тормозные диски, барабаны или колодки. Возможно, диск деформировался из-за перегрева. В этом случае придется менять деталь целиком.

Вибрировать может колодка, которая сорвалась с крепления. Ее необходимо срочно чинить из-за риска повреждения поршня суппорта. Также вибрации вызывает заклинивший суппорт. Если его не починить, колодка будет чиркать по рабочей поверхности диска или барабана и вызывать износ и даже изменение траектории движения автомобиля.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Вибрации при движении также возникают из-за поломки некоторых технических узлов, в том числе шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов), подушек силового агрегата или коробки передач, крепежей и демпферов выхлопной системы.

При посещении шиномонтажной мастерской после ремонта покрышки мастера спрашивают, нужно ли проводить недешевую балансировку. Как правило, водители соглашаются, потому как боятся, что управляемость машины ухудшится, но в некоторых случаях от этой процедуры можно и отказаться.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Ежегодная перебалансировка

Производители автомобильных покрышек рекомендуют проводить балансировку колес один раз в сезон или по истечении пробега в 10-15 тысяч километров. Автомобилисты прибегают к этой процедуре весной и осенью, когда меняют покрышки в зависимости от сезона. Причем делать это необходимо даже с новыми колесами, которые только куплены в магазине. Причиной тому — неоднородность резиновой смеси в колесах. Дело в том, что при производстве покрышек нанесенные слои оказываются неравномерными по всей окружности. Кое-где получаются утолщения, а в других местах слои сокращены. Для функциональности колеса это не страшно, потому как разница между слоями меньше миллиметра, но вот при сильном вращении даже такая неоднородность оборачивается вибрациями. Центр масс смещается от оси колеса, из-за чего возникает биение.

Компенсировать неоднородность распределения масс можно с помощью дополнительных грузиков, которые размещаются на ободе диска. На специальном станке мастер обкатывает колесо, фиксирует смещение и запрессовывает накладку массой 5-25 грамм на край обода. Для верности крепление покрывается клеем. Тем самым грузик плотно прилегает к металлу, и вибрации исчезают.

Эти накладки ненадежны и могут отлетать в течение эксплуатации. Чаще всего они держатся только один сезон. Этим и вызвана необходимость периодической перебалансировки один раз в год.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

В каких случаях балансировка обязательна?

При снятии покрышки с диска грузики тоже удаляются, и балансировку приходится делать заново. В обязательном порядке нужно балансировать колесо и после проведения ремонта, если, конечно, шина демонтировалась с диска. В этом случае часть грузиков отваливается. Но даже если они все остались на месте, то при последующей установке шины все прежние регулировки уже будут бессмысленны, так как они не будут уравновешивать неоднородности переставленной покрышки. В общем, балансировку придется делать заново.

Некоторые водители оставляют машины в гараже на зиму и не меняют колеса. Через три-четыре месяца они подзаряжают аккумулятор, заводят мотор, выезжают на весенние дороги и тут же чувствуют биение колес. В этом случае сразу отправляться в мастерскую и просить отбалансировать колеса не стоит. Резина просто деформировалась из-за длительного стояния на месте. Образовалась площадочка, которая и вызывает дисбаланс. Лучше поездить пару недель и дождаться, пока деформировавшаяся покрышка вновь приобретет свою прежнюю форму. А вот когда шина выправилась, можно уже посетить шиномонтаж и провести балансировку.

Даже если шина не снималась с диска, на ней образуется неравномерный износ, который искажает прежнее распределение масс внутри слоев резины и прочих материалов шины. Их потребуется вновь уравновесить.

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Когда балансировку производить не надо?

Отказаться от услуги балансировки можно в случае, если демонтаж покрышки не производился и все старые грузики находятся на своих местах. То есть если колесо сняли и заделали прокол с помощью жгутика, то значительного дисбаланса не произошло.

Не требуется балансировать колесо и после осмотра тормозных механизмов и прочих узлов подвески. Подобная визуальная диагностика обычно проводится при прохождении регулярного ТО.

В целом, сам водитель может определить, нужна ли колесам балансировка или нет. Для этого нужно выехать на прямую дорогу с гладким и асфальтом и разогнаться до скорости примерно 80-100 км/ч. При такой скорости биения колес входят в резонанс и становятся наиболее заметны. Если чувствуются сильные вибрации, при которых трясется сиденье, руль, педали, то тянуть с визитом в шиномонтаж не стоит. Возможно, колесо получило внутренние повреждения, погнулся диск или порвался корд покрышки, возникло вздутие с внутренней стороны шины.

Если игнорировать сильное биение, то амортизаторы, пружины, сайлентблоки и иные детали при тряске переживают дополнительные нагрузки. Вибрации ослабляют крепления, усиливают напряжение, наносят технике вред. Они не только вызывают дискомфорт, но и влияют на работу электронных систем, таких как ABS или ESP.

Как итог, через несколько тысяч пробега на разбалансированном колесе рискует завыть ступичный подшипник. Затем автомобиль начинает тянуть в сторону, нарушается управляемость. От вибраций постепенно расшатывается рулевая рейка, появляется люфт, страдают резинометаллические шарниры подвески. В общем, терпеть разбалансированное колесо или диск нельзя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector