Езда по трамвайным путям – это самое распространённое нарушение ПДД.
Но не каждый водитель знает, что есть случаи, когда проезд разрешается.
Подробно разберем в каких ситуациях маневры уместны, а за какие можно получить штраф.
Правила езды по трамвайным путям
В ПДД четко прописан ряд маневров на трамвайных путях. Сюда относятся: обгон, объезд, разворот и поворот, а также движение (попутное и встречное).
Попутное движение
Согласно пункту 9.6. ПДД РФ выезд на трамвайные пути попутного направления разрешается в случае:
-
если вы не коим образом не создаете препятствий для движения трамваев (это основное правило).
ПДД РФ, 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
Вместо разметки на трамвайных путях могут создаваться колеи, заезжать на такую разрешается в определенных случаях. Например:
- если трамвай собирается повернуть налево, а водителю автомобиля необходимо продолжить движение прямо.
- При совершении автомобилистом левого поворота, но при условии, что трамвай находится по правую сторону.
Важно! При совершении маневра «Поворот» показывайте сигнал заблаговременно, чтобы машины, которые едут за вами, знали о ваших намерениях. Сигнал не следуют выключать до завершения поворота. Будьте внимательны.
Запрещается:
- выезд на трамвайные линии, которые находятся ниже либо выше проезжей части, по которой вы двигаетесь, это может создать аварийную ситуацию.
- Выезд на трамвайные пути, если они ограждены по каким-либо причинам: ремонт дорожного полотна, авария и т.д.
Встречное движение
Важно знать, что езда по встречно-направленным трамвайным путям строго запрещена! (ПДД, пункт 9.8)
ПДД РФ, 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
Водителям строго запрещается поворот направо при любых обстоятельствах.
Какой штраф предусмотрен ?
При создании помех трамваю вы получите административный штраф 500 рублей.
Выезд на трамвайные пути не считается грубым нарушением, поэтому лишение прав не предусмотрено, за исключением тех случаев, когда движение совершается по встречным путям.
Заезд, даже частичный, также учитывается.
Тогда:
- если вы заехали на полосу встречного движения и ваш маневр зафиксировала камера наблюдения, предусмотрен штраф в сумме пять тысяч рублей. (При повторном нарушении сумма повышается до 6000 рублей).
- Если вас остановил по случаю этого нарушения инспектор ГИБДД, тогда лишения прав не миновать. (срок лишения до 5-6 месяцев, при повторном нарушении права изымаются сроком на один год).
Важно: В КоАП не предусмотрено пункта, описывающего выезд на встречные трамвайные пути, здесь работает правило – выезд на полосу встречного движения, за которое в случае нарушения вы выплатите штраф в размере 5000 рублей или лишитесь права управлять транспортом сроком на один год.
За нарушение разметки на трамвайных путях, а также предупреждающих и запрещающих знаков, в первый раз можно получить административное предупреждение, последующие нарушения аналогичного характера влекут за собой штраф около 500 рублей.
Также, нарушением правил ПДД является остановка на трамвайных путях. За остановку вам вправе выписать административный штраф в сумме от 1500 до 3000 рублей (3000р в г. Санкт-Петербурге и в г. Москва, в остальных субъектах Российской Федерации установлен порог в 1500 рублей – КоАП от 12 июня 2012 года).
Каким образом сотрудник ГИБДД может доказать правонарушение?
- Если сотрудник ГИБДД явно заметил, что вы движетесь по встречным путям, остановились без причины, или нарушили знак (разметку).
Если вы не можете объехать его, не заезжая на трамвайные пути встречного направления (например, дорожное происшествие), тогда ваши действия будут также наказуемы, но в более щадящей форме – это может быть предупреждение, либо штраф в сумме 1000 рублей.
Вы можете аргументированно доказать свою невиновность и использовать все перечисленные методы. Если дело не разрешится и придётся привлекать органы судебной власти, то суд будет на стороне инспекции ГИБДД, так как нет причин не доверять их слову. Поэтому, как вариант, на вашем автотранспорте можно установить видеорегистратор во избежание спорных ситуаций.
Просмотрим видео на данную тему:
В большинстве городов есть трамвайные пути и в пробки они являются нашими единственными спасением. Но не забывайте, что правила ПДД придуманы для вашей безопасности и для безопасности всех участников движения, и нарушая их вы ставите свою жизнь под угрозу. Будьте внимательны на дорогах!
Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или знаки 5.15.2 , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
Разрешается ли Вам, управляя легковым автомобилем, продолжить движение по трамвайным путям попутного направления?
1. | ? | Запрещается. |
2. | ? | Разрешается. |
3. | ? | Разрешается только для поворота налево и разворота. |
Правила разрешают движение по расположенным слева трамвайным путям попутного направления только при отсутствии знаков «Направления движения по полосам» или «Направления движения по полосе». Знак запрещает использовать для движения трамвайные пути и предписывает для движения прямо, поворота налево и разворота использовать левую полосу проезжей части.
Разрешается ли Вам использовать для движения трамвайные пути встречного направления?
1. | ? | Разрешается, если при этом не будут созданы помехи встречным транспортным средствам. |
2. | ? | Разрешается только при объезде трамвая попутного направления. |
3. | ? | Не разрешается. |
Во всех случаях вам запрещен выезд на трамвайные пути встречного направления.
Разрешается ли Вам обогнать легковой автомобиль по трамвайным путям в данной ситуации?
1. | ? | Не разрешается. |
2. | ? | Разрешается. |
Выезд на трамвайные пути встречного направления запрещен. Из этого правила исключений нет.
Статья 12.15 КоАП
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото— и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.
Движение по трамвайным путям
Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.
Расположение
- с левой стороны от проезжей части;
- на одном уровне с проезжей частью;
Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?
- все другие полосы движения заняты;
- при объезде;
- при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.
Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.
Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.
Один уровень или нет?
Трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью
В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.
Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью
Движение по путям и не создавать помех трамваю
В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:
64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;
64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.
Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.
Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.
Трамвай в заторе
На встречные рельсы запрещено
Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.
Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.
Движение по полосам
Движение по полосам с трамвайными путями
Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 запрещают движение через перекресток по трамвайным путям. Водитель должен занять полосу на проезжей части до выезда на перекресток для выполнения требований знаков.
Многие начинающие водители выносят из автошколы смутные и разрозненные знания о том, как сосуществовать на дорогах с трамваями. Зачастую дело вообще ограничивается выводом «буду просто на всякий случай всегда уступать трамваю», по принципу «кто больше, тот и прав». У трамвая действительно есть определенные приоритеты, но взаимодействие автомобилиста с ним регламентируется вполне простыми и понятными правилами. Давайте разберемся со всем, что касается трамваев, раз и навсегда.
Для начала напомним, что трамвайные пути – это часть дороги, наравне с проезжими частями, обочинами, тротуарами и разделительными полосами. Правила дорожного движения указывают на это в определении понятия «дорога», так что не стоит считать трамвайные пути запретной зоной, не относящейся к автомобильному движению.
Специальный Т-образный светофор с четырьмя белыми сигналами регулирует движение трамваев и не относится к автомобилистам. Однако помнить его знаки полезно для понимания того, как будет двигаться трамвай. Разрешение ехать трамваю дает горящая нижняя секция, а верхние сигналы указывают, куда ему можно двигаться: левый и правый – в соответствующие стороны, а центральный – прямо. Если нижний белый сигнал не горит, ехать трамваю запрещено.
Как мы уже помним, трамвайные пути – это часть дороги, а если они еще и расположены на одном уровне с проезжей частью и заасфальтированы, то поворот налево надо выполнять именно с них. Пункт 8.5 ПДД содержит все указания по повороту, давайте соберем их в небольшую инструкцию. Итак, если слева от вас есть пригодные для движения трамвайные пути, то поворачивать налево и разворачиваться на перекрестках нужно так:
- заранее убедиться, что перед перекрестком нет знаков направления движения по полосам или разметки со стрелками на асфальте: если знаки есть, то нужно следовать им;
- убедиться, что позади нет трамвая, чтобы не подрезать его при перестроении: ПДД запрещают создавать ему помехи;
- подъезжая к перекрестку, выехать на трамвайные пути попутного направления, заняв тем самым крайнее левое положение на проезжей части;
- пропустить встречные машины и трамваи и выполнить поворот налево или разворот.
Помните, что при отсутствии знаков направления движения по полосам алгоритм выше – единственно правильный, и поворот налево без выезда на трамвайные пути считается нарушением.
И еще один нюанс: пункт 8.8 ПДД напоминает, что если вы поворачиваете налево или разворачиваетесь вне перекрестка, то перестраиваться на трамвайные пути не нужно, но перед поворотом нужно уступить дорогу не только встречным машинам и трамваям, но и трамваю попутного направления.
Описанный в предыдущем пункте алгоритм описывает порядок действий при повороте налево. А пункт 13.6 ПДД указывает, как действовать во всех случаях взаимодействия с трамваем на регулируемых перекрестках. Если зеленый сигнал светофора загорается одновременно для машин и трамвая, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения, и ему нужно уступить дорогу. К примеру, если сразу за светофором трамвайные пути пересекают проезжую часть, отправляя трамвай направо, то нужно его пропустить.
Другой вариант – если трамвай движется по сигналу дополнительной секции светофора со стрелкой. В этом случае трамвай, как и автомобиль, уступает дорогу тем, кто едет по сигналу основной секции светофора с других направлений.
Итак, сделаем краткий вывод: если на регулируемом перекрестке вы с трамваем находитесь в равнозначных условиях, то ему нужно уступить дорогу, а если у вас приоритет в виде основной секции светофора против стрелки, то трамвай уступает вам.
Нерегулируемые перекрестки бывают двух видов: неравнозначные (где есть главная и второстепенная дороги) и равнозначные.
На неравнозначных перекрестках нужно уступать трамваю всегда, кроме случаев, когда автомобиль движется по главной дороге, а трамвай – по второстепенной. Если же вы оба движетесь по главной или второстепенной дороге, согласно пункту 13.9 ПДД у трамвая будет преимущество.
На равнозначных перекрестках нужно уступать трамваю всегда. Пункт 13.11 указывает, что здесь у трамвая будет приоритет вне зависимости от направления движения.
Пункт 18.1 ПДД указывает, что вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, у трамвая также есть приоритет, и ему нужно уступать дорогу, кроме случаев выезда из депо. Уступать дорогу трамваю, выезжающему из трамвайного депо, не нужно.
В отличие от обочины, по которой ездить запрещено всегда, трамвайные пути допускают движение по ним. Пункт 9.5 ПДД указывает, что ехать по попутным трамвайным путям, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, можно, если заняты все полосы вашего направления, а также при объезде (препятствия или неподвижного сломавшегося автомобиля). При этом по-прежнему запрещено создавать трамваю помехи – например, блокировать движение.
Вопрос сам по себе странный, но практика показывает, что иногда водители пренебрегают правилами и логикой при выборе места для остановки или стоянки. Итак, пункты 12.4 и 12.5 ПДД запрещают остановку и стоянку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев. Поэтому, останавливаясь или паркуясь, убедитесь, что вы никому не мешаете.
Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.
Для начала обратимся к Правилам дорожного движения и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.
Правила дорожного движения
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.
К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:
- п.8.11 Правил, который мы указали выше
- Дорожными знаками: 3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4
- Дорожной разметкой: 1.1, 1.2.1 и 1.3.
Во всех остальных случаях разворот разрешен!
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается
Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.
Теперь точно можно сказать, что разворот через трамвайные пути разрешен, если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.
«Встречка» при развороте
Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет. Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.
«Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.
Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.
Разворот разрешен
Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:
- Уступить дорогу попутным трамваям
- Перестроиться на попутные трамвайные пути.
- Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
- Совершить разворот.
Разворот запрещен
Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.
Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14
1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении
Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.
Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.
Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:
Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления
Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»
За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления
Разворот через сплошную линию разметки:
Нарушение требований разметки:
Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
ответственность по части 2 статьи 12.16:
2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен. Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.
Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.
Решением Верховного суда РФ от 29.09.2011 № ГКПИ11-610 пункт 9.6 ПДД признан не действующим со дня вступления решения суда в силу.
Напомним, что раздел 9 Правил регулирует расположение транспортных средств на проезжей части. Пунктом 9.6 ПДД, предусмотрено, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенного пункта недействующим в части разрешения движения по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона. В заявлении указано, что из анализа пунктов 1.1, 1.2 и 9.1 Правил видно, что обгон не может иметь место на трамвайных путях попутного направления, так как последние не располагаются на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. В связи с этим пункт 9.6 Правил в оспариваемой части противоречит как названным положениям Правил, так и статье 6, пункту 4 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и нарушает его права, гарантированные этим Федеральным законом.
В дополнении к заявлению гражданин. поддержал свое требование и пояснил, что как водитель он обязан знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил. Однако наличие в них неопределенности создает опасность для движения, поскольку участники движения могут по-иному, чем он, воспринимать оспариваемое предписание, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Тем самым пунктом 9.6 Правил нарушаются его права на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей удовлетворить требование заявителя, суд находит заявление гражданина подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил под обгоном понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). При этом в силу пункта 9.1 Правил стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2).
Из приведенных норм следует, что при движении по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, обгон не может иметь место, поскольку трамвайные пути не находятся на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. Однако пункт 9.6 Правил говорит о возможности обгона в таких случаях, создавая тем самым правовую неопределенность в толковании понятия «обгон».
Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 22 этого Федерального закона определено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
По смыслу изложенных положений установление единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации предполагает, что регламентирующие его нормы должны согласовываться между собой и отвечать критериям определенности, ясности и недвусмысленности. Между тем содержание пункта 9.6 Правил в оспариваемой части этим критериям не отвечает, что не позволяет признать его соответствующим требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, ВС РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. № 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.
В последнее время на много чаще стал наблюдать ДТП на трамвайных путях. Со слов участников обычно одно объяснение — «на рельсах крутануло». Вот и решил немного разобраться, почему же так происходит. Заодно и предостеречь тех, кто этого не знает. И так, по порядку. Здесь необходимо выделить 2 аспекта: правовой и физический.
Езда по трамвайным путям вызывает много вопросов у автомобилистов. Когда по ним можно ездить совершенно законно, а когда это закончится штрафом? Можно ли разворачиваться, поворачивать или обгонять с использованием трамвайных путей?
Итак, согласно действующим Правилам дорожного движения, вы можете выехать на трамвайные пути попутного направления, если они находятся слева по направлению движения, на одном уровне с проезжей частью и ничем не отгорожены от нее. В данном случае вы совершенно законно можете двигаться по трамвайным путям, если:
— заняты все полосы движения,
— вам необходимо выполнить объезд, повернуть налево или развернуться;
— вы не создаёте помех для трамваев.
Бывают случаи, когда движение по трамвайным путям запрещено.
Во-первых, категорически запрещена езда по трамвайным путям встречного направления.
Во-вторых, запрещено выезжать на трамвайные пути, если они находятся справа по направлению движения или конструктивно отделены от проезжей части (находятся выше или ниже дорожного полотна или отгорожены какими-либо конструкциями).
В-третьих, запрещено выезжать на трамвайные пути при наличии знаков «Движение по полосам» или соответствующей разметки.
Теперь, что касается физики. Да, я знаю, что все вы не первый день за рулём и знаете, как управлять автомобилем, лучше всех остальных. Тогда вопрос, почему столько ДТП происходит, если все суперпрофи? Уверяю вас, те, кто попал в ДТП, садясь за руль на кануне, тоже были уверены в своём водительском мастерстве.
Итак, во-первых, самое основное, что необходимо усвоить — мокрым рельсам абсолютно всё равно, на сколько зимняя твоя зимняя резина и какой привод на твоём автомобиле (даже, если полный)! Во-вторых, следует избегать ситуаций, при которых колёса будут находиться на рельсах. Особенно, если одновременно 2 колеса попадают на рельсы. Самый худший вариант — это 2 диагональных колеса на рельсах (переднее правое-заднее левое или наоборот) или 2 колеса одной стороны, но на разных рельсах. В этом случае, наверняка, машину начнёт, в лучшем случае, нести. К каким последствиям это может привести (если справа — ряд попутных машин, а слева — такой же «любитель объехать тянучку»), я думаю, не нужно рассказывать.
Как же, всё таки, избежать неприятностей с трамвайными путями? Ну, для начала, очевидно, что лучше всего избегать таких моментов, не выезжая на трамвайные пути. Ну, положим, нет другого пути, как выехать на рельсы, тогда, во-первых, при выезде/съезде на трамвайные пути или с них, необходимо стараться выдержать максимально острый «угол атаки» колеса к рельсе (идеальный вариант — под прямым углом). Во-вторых, манёвр следует осуществлять так, чтобы время соприкосновения колеса и рельса было минимальным. В-третьих, за одним манёвр, только одна сторона пересекает одни рельс. Если вам необходимо при выезде на трамвайные пути левыми колёсами пересечь оба трамвайных рельс попутного направления, это делается в 2 этапа: руль влево, переднее колесо перескачило рельс, сразу же выровнять и повторить после того, как траектория движения выровняется. Будьте внимательны на втором этапе, так как одновременно через рельс будет переезжать и правая и левая стороны машины. Здесь важна чёткость движений.
Если, всё же, не удалось избежать ситуации, когда машина начала «плыть», ещё не стоит паниковать. Во-первых, большой ошибкой в этот момент будет бить по тормозам. Это только добавит автомобилю «вращательный» момент. Необходимо, не выключая передачи, отпустить педаль газа и постараться вернуть машину на нужную траекторию, вывернув колёса в сторону заноса. Когда траектория начнёт стабилизироваться, колёса необходимо поставить ровно и плавно увеличивать обороты (всё, как при заносе).
Итак, небольшое резюме. Можно ли ездить по трамвайным путям? Да, можно. Какие могут быть последствия, можно посмотреть в сводка ДТП. Так что, выбор за вами: опоздать на 15 минут или не успеть на всю жизнь…
P.S.: Этим постом я никого ни к чему не агитирую. Сам небезгрешен, частенько езжу по трамвайным путям. Среди моих знакомых, к сожалению есть люди, которым уже «посчастивилось» крутануться на рельсах и, даже те, кто их теперь панически боится. Все мы уверены в своей всемогущности и безнаказанности до тех пор, пока не случится что-то из ряда вон выходящее.
Правилами не запрещено движение по трамвайным путям в соответствии с пунктом 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
А в соответствии с пунктом 8.5 ПДД требует повернуть налево с трамвайных путей:
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Но что если нанесена сплошная линия разметки вдоль трамвайных путей? Какой номер у разметки? Ведь в пункте 9.6 четко прописано, что если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается. Но ни слова про разметку.
Мое мнение:
Это разметка 1.1, которая обозначает границы полос движения на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен.
То есть, если трамвайные пути отделены, то ехать по ним нельзя.
А спор на одном форуме вызвало ДТП на трамвайных путях:
Произошло ДТП на трамвайных путях попутного направления.
БМВ ехал по трамвайным путям попутного направления. По левому ряду ехал Опель.
Трамвайные пути отделены сплошной линией разметки. Когда разметка позволила выполнить поворот налево, водитель опеля включил левый поворотник и повернул в БМВ.
Все спорят, кто ж все же виноват. При чем на новостном сайте написано что виноват опель.
Но вот вопрос почему?
Разрешено ли пересекать сплошную, которая отделяет трамвайные пути?
На автомобильных дорогах есть потенциально опасные участки, где, как правило, устанавливаются ограничения по скорости или требуется полная остановка. Одним из таких мест являются трамвайные пути. Несколько пунктов в Правилах дорожного движения посвящено проезду трамвайных путей.
Многих автомобилистов интересует вопрос — можно ли передвигаться по трамвайным путям? Если внимательно изучить пункт 9.6 ПДД, можно заметить, что движение по трамвайным путям допускается, если все остальные полосы попутного направления заняты. Кроме того, должно соблюдаться еще одно условие — пути должны находиться с левой стороны на том же уровне, на каком находится проезжая часть. Речь идет о путях, по которым идет попутный общественный транспорт. При движении по данному участку автомобилист не должен создавать помех трамваю. Точно такие же правила применяются, когда нужно совершить объезд, поворот налево или разворот. В пункте 8.5 ПДД указываются случаи, когда автомобилист обязан передвигаться по трамвайным путям. Речь идет о ситуациях, когда транспортное средство поворачивает налево или совершает разворот в тех же условиях, если поблизости нет знаков, которые определяют иной порядок движения.
Не все так прозрачно, как кажется на первый взгляд. В Правилах дорожного движения есть и исключения, в которых отражаются ситуации, когда на трамвайные пути выезжать категорически запрещено. В пункте 9.6 ПДД указано, что автомобилисты не имеют права выезжать на трамвайные пути встречного направления. Кроме того, выезд запрещается в следующих ситуациях:
1) если пути расположены с правой стороны;
2) если пути расположен выше или ниже уровня проезжей части или отгорожены конструкцией;
3) если поблизости есть запрещающие знаки или разметка;
4) если нужно совершить поворот направо;
5) если создаются помехи для передвижения трамвая.
Ну и самый интересный момент, который волнует если не всех, то многих автомобилистов — какой же штраф предусматривается за нарушение данных правил. Если автомобилист совершил правонарушение при выезде на пути попутного направления, наказание будет определяться в соответствии со статьей 12.16.1 КоАП РФ. Данная статься предусматривает штраф в размере 500 рублей или предупреждение.
Если же правонарушение совершено при выезде на пути встречного направления, то водителю грозит более суровое наказание. Правонарушение будет рассматриваться с упором на статью 12.15 КоАП РФ. Действие автомобилиста приравнено к выезду на встречную полосу, который наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением водительского удостоверения до 6 месяцев. Есть еще одно нарушение, которое наказывается менее строго. Очень часто автомобилисты вынуждены выезжать на трамвайные пути встречного направления, чтобы объехать препятствие на своей полосе. В таком случае наказание будет определяться в виде штрафа в размере 1000 — 1500 рублей.
Итог. Трамвайные пути — потенциально опасное место на дороге, из-за чего в ПДД можно встретить много пунктов о порядке их проезда. Автомобилисты могут передвигаться по путям в некоторых случаях. За нарушение правил передвижения и проезда предусматриваются разные наказания — от предупреждения до лишения в/у.
Движение по российским дорогам оставляет желать лучшего. Новичкам, недавно сдавшим на права, приходится особенно сложно. Вроде бы знания есть, но как их использовать на практике не совсем понятно. Особенно это касается случаев, когда приходится проезжать по трамвайным путям. Могут ли они использоваться для движения автомобилей, если да, то как именно?
ПДД о движении по трамвайным путям. В некоторых случаях машины могут проезжать там, где осуществляется движение трамваев. Но это возможно лишь при соблюдении определенных условий:
- Движение может осуществляться исключительно по направлению путей, и то только тогда, когда по проезжей части автомобиль ехать не может. Это может касаться тех случаев, если на дороге ремонт, авария. При этом водитель не должен быть препятствием на пути у трамвая.
- Движение по дороге невозможно потому, что все имеющиеся полосы заняты другими автомобилями.
Если говорить о попутных рельсах, то по правилам дорожного движения автомобили передвигаться по ним не могут. Однако, при определенном расположении путей, подобное все-таки возможно:
- пути расположены с левой стороны дорожного полотна;
- и рельсы, и дорожное полотно находится на одном уровне друг с другом.
Но и подобное правило действует только при наличии определенных обстоятельств:
- движение по полосам дороги невозможно из-за их полной занятости;
- водитель обгоняет другое транспортное средство.
Во всех остальных случаях выезжать на трамвайные пути можно только при условии, что на конкретном участке дороги нет запретов.
Разрешенные маневры. Согласно действующим правилам дорожного движения в нашей стране, автомобиль на трамвайных путях может совершать определенные маневры:
- Движение осуществляется по путям если остальные полосы на дорожном полотне заняты;
- Водитель совершает опережение автомобилей по рельсам;
- Водитель совершает поворот налево через трамвайные пути;
- По трамвайным путям осуществляется разворот.
Если выезжая на трамвайные пути водитель становится помехой для трамвая, он должен незамедлительно съехать с них.
Когда запрещается двигаться по трамвайным путям. Если будет нарушено хотя бы одно из правил, указанных ниже, водителю будет выписан штраф:
- Автомобиль выезжает на трамвайные пути прямо навстречу движения трамваев, за исключением тех случаев, когда это не запрещено;
- Трамвайные пути расположены справа по направлению движения трамвая;
- У дорожного полотна и трамвайных путей разные уровни.
Если на дороге стоят знаки, запрещающие движение по трамвайным путям, выезд на них категорически запрещен.
Сумма штрафа за нарушение правил может быть разной, все зависит от степени нарушения. Минимально возможная сумма составляет пятьсот рублей, на первый раз могут выписать предупреждение. Если же водитель движется по рельсам встречного движения, то может получить штраф в размере пяти тысяч рублей, либо лишиться прав на полгода.
Чтобы не нарваться на штраф крупного размера, не лишиться прав, лучше передвигаться по автомобильным дорогам. Пусть трамвайные пути иногда и позволяют сократить путь, но последствия могут быть куда плачевнее. Поэтому лучше потратить время и постоять в пробке.