Ресурс двигателя форд фокус 2

Добрый день!
Выбираю себе новую машину, причем после попыток выбирать из 1-3 летних(все оказывались либо сильно битые, либо сильно скручен пробег,либо другие подлянки), решил выбирать из новых.
Рассматриваю варианты:
1. фф2,2.0 мех,климат седан около 21.000-22.000
2.шкода октавия тур хетчбек 1.8 турбо мех климат около 21.500-22.500

По позиции 2-это платформа гольф4, для меня за рулем как в фф2, сзади тоже тесновато, хотя в фф2 чуть получше. Мотор фольц-ауди 1.8т 150лс, до 100 за 8,4 сек. Общался с владельцами-многие наездили по 150-200ткм без ремонтов, без поиска косяков, без боданий с гарантией, без записи в ремонт на через 3-5 месяцев. Но машина выпускается с 1996г(имхо не очень современный внешний вид, но фоне нового мондео-октавия почти ретро), сейчас параллельно делается новое поколение, но сильно подороже, несколько попросторнее, аналогичный мотор.
Итак интересен вопрос-какой ресурс(считаем, машина эксплуатируется без гонок, без фанатизма) у форд фокус2 с мотором 2.0 кпп мех, как скоро он начинает сыпаться-через 70ткм, 150 или 350ткм? Есть ли какие-то средние данные по объемам ремонта при пробегах 150-300ткм?
Спасибо за ответы!
ЗЫ:Помогите выбрать машину:)
Александр.

С уважением, Алексей.

Нет, я собираюсь ездить недостаточно лихо, что бы машины не хватило на всю жизнь:)))

просто редко кто доезжает до 350 тыс км.
На машине, на которой сейчас езжу пробег 280ткм, она еще ездит, последнее время только обслуживание.

А к 100 тыс любая авто потребует много регламентных работ, как то замена ГРМ, куча технологических жидкостей, подвеска и т.д.
Это меня совсем не пугает, меня пугает замена дорогостоящих узлов и агрегатов с конструктивно небольшим ресурсом, регулярность сложноустранимых глюков, и т.д.
Александр.

на ФФ1 отъездила почти 100 тыс — нормально все было( на ФФ2 пока 50 тыс. нормалёк. По опыту немного иному могу сказать, что 100 тыс ФФ2 ходит нормально. Зависит от того в каком режиме вы его эксплуатируете.

Сие мало кому известно. т.к., как прально заметили, таксистов среди нас — нет. Муж на моей за год 20тыс накатал, я за 7 мес — 30 тыс.
Если масло менять не раз в 20тыс, как написанно в сервисной книжке, а каждые 10 тыс, то у мотора ресурс большой. Если нет, то в 100 — 150 тыс км (в большенстве случаев )переборка мотора.

Если тока родственник там работает =) либо машина с серьезным косяком.

Такое дилеры дешевле 28 не отдают, а точнее машины просто до свободной продажи не доходят.

Тогда безмерно поздравляю с удачей на грани фантастики.

Ресурс двигателя форд фокус 2

  • Двигатели
  • Ford
  • SHDA

1.6-литровый двигатель Форд SHDA, SHDB или Фокус 2 1.6 Duratec собирался с 2007 по 2011 год и ставился на второе поколение Focus, аналогичный C-Max и на Вольво под индексом B4164S3. Данный мотор по сути являлся модификацией двс HWDA, но с открытой рубашкой охлаждения.

  • Характеристики
  • Расход
  • Применение
  • Поломки

Технические характеристики мотора Ford SHDA 1.6 Duratec

Точный объем 1596 см³
Система питания инжектор
Мощность двс 100 л.с.
Крутящий момент 150 Нм
Блок цилиндров алюминиевый R4
Головка блока алюминиевая 16v
Диаметр цилиндра 79 мм
Ход поршня 81.4 мм
Степень сжатия 11
Особенности двс DOHC
Гидрокомпенсаторы нет
Привод ГРМ ремень
Фазорегулятор нет
Турбонаддув нет
Какое масло лить 4.1 литра 5W-30
Тип топлива АИ-95
Экологический класс ЕВРО 4
Примерный ресурс 330 000 км

Ресурс двигателя форд фокус 2

Ресурс двигателя форд фокус 2

Мануал для Фокус 1.6 Дюратек вы можете найти тут

Много полезного по этому двс собрано на FF-Club.ru

Расход топлива Форд Фокус 2 1.6 Duratec

На примере Ford Focus 2009 года с автоматической коробкой передач:

Город 10.6 литра
Трасса 6.0 литра
Смешанный 7.7 литра

Ресурс двигателя форд фокус 2

На какие автомобили ставили двигатель SHDA 1.6 100 л.с.

Ford

C-Max Mk1 2007 — 2010
Focus Mk2 2008 — 2011

Недостатки, поломки и проблемы двс SHDA

Двигатели серии Дуратек надежны, но любят хорошее топливо и лучше лить АИ-95

От плохого бензина портятся свечи зажигания, порой они служат менее 10 000 км

По той же причине здесь может быстро выйти из строя дорогостоящий бензонасос

В европейской версии моторов Duratec​​​​​​​ при обрыве ремня ГРМ клапана всегда гнет

Гидрокомпенсаторы не предусмотрены и периодически клапана нужно регулировать

Рассказ обо всех проблемах двигателя Ford SHDA

  • Ресурс двигателя форд фокус 2

    Любые вопросы по сайту обсуждаются: в нашем сообществе ВК

    Ресурс двигателя форд фокус 2

    Многие автопроизводители постоянно что-то дорабатывают в силовых агрегатах своих авто, вносят какие-то изменения и производят различные доработки. Однако, не все и не всегда! Есть среди автомобильных магнатов те, кто думает иначе.

    А именно — если мотор надежен и работает как часы, в нем не нужно ничего менять. По такому принципу был создан один из самых надежных «фордовских» моторов — двухлитровый Duratec. На протяжении 20 лет мотор производится без каких-либо существенных доработок и изменений. А те, кто купил авто с таким силовым агрегатом, на протяжении всей эксплуатации, как правило, не знали с ним никаких проблем.

    Немного истории.

    Дебют этого двигателя состоялся в 2000 году, и первым кто получил данный агрегат стал Форд Мондео III поколения. Кстати, этот мотор был доступен на протяжении всего периода производства данной модели. Двухлитровый «Дюратек», мощностью 145 «лошадей» разгонял третий Мондео до сотки чуть меньше чем за 10 секунд, а его скоростной максимум составлял — 215. По нынешним меркам довольно медленно, да и максималка давно у всех за 240 перешагнула. Но, в те годы эти показатели были очень достойными.

    Спустя четыре года после премьеры, модифицированная версия двигателя мощностью 150 л. с. была успешно интегрирована на Ford Fiesta ST. Хот-хэтч улучшил показатели разгона — 8,4 секунды, но скоростной максимум составил только 208 км/ч, что меньше, чем у Mondeo.

    В 2006 году 2-литровый мотор мощностью 145 л. с. начали устанавливать на минивены Galaxy и S-Max, а также автомобили марки Volvo. Шведы ставили этот силовой агрегат на свои авто на протяжении 6 лет. Успешные продажи первых поколений авто, которые получил этот мотор, позволила компании безо всяких сомнений смело предлагать его и на более новые генерации своих авто, например, Ford Mondeo IV.

    Как им это удалось и в чем секрет такой надежности?

    Экономия — одна из причин. Компания находилась в непростом положении, поэтому должна была найти решение, позволяющее сократить расходы на производство. Создание надежной конструкции двигателя, который был бы неприхотливым и надежным, и стало этим спасительным решением.

    Моторы семейства Duratec в данном случае 2.0 во всем мире признаны очень надежными, их уязвимые места можно сосчитать на пальцах. Этот двухлитровый силовой агрегат успешно ставился на Mazda 6, а также Mazda MX-5. С технической точки зрения Duratec 2.0 довольно прост, в том числе и его спецверсия, которая устанавливалась на Fiesta ST. На 2-литровом агрегате в качестве привода ГРМ используется цепь, которая считается более надежной и не требующей обслуживания. Система распределенного впрыска топлива — одна из наиболее стабильных в своем классе. Даже если что-то и полетит, ремонт обойдется недорого.

    Конструктивные особенности

    Ресурс двигателя форд фокус 2

    Двигатель 2.0 Duratec имеет 16-клапанную ГБЦ, цепной привод ГРМ, а также распределенную систему впрыска топлива. За время производства данного силового агрегата инженеры компании разработали несколько версий агрегата с небольшими, но все же отличиями. Так, к примеру, рестайловый Mondeo III оснастили видоизмененным масляным фильтром.

    Одним из самых больших минусов этого мотора считается его аппетит. Приведу пример, расход Ford Mondeo III, который далеко не самый тяжелый автомобиль с подобным мотором, кушает в среднем по городу порядка 12-13 литров топлива, что по современным меркам — очень много. Причем еще больше усугубляет ситуацию тот факт, что поставить газ на такой мотор не так-то просто, дело в том, что седла клапанов у семейства Duratec весьма «нежные». Поэтому придется искать какой-то альтернативный вариант, например, ГБО с впрыском жидкой фазы газа, но стоит такое удовольствие немало, поэтому окупаться такая экономия будет достаточно долго.

    Какие неисправности чаще всего встречаются на таких двигателях?

    Как я уже говорил, мотор довольно надежный, поэтому каких-от хронических болячек не было обнаружено. Но, все же нет ничего совершенного или идеального, и на солнце, как говорится, есть пятна.

    Топливный насос. Если однажды вам пришлось столкнуться с такими проблемами как нестабильная работа мотора, плохой запуск, остановка двигателя без причин — вероятнее всего из строя вышел топливный насос. Такая беда характерна для третьего поколения Мондео, поскольку на остальных моделях данную проблему производитель устранил. Ремонт сводится к замене контактной группы, которая, скорее всего, сгорела, или к полноценной замене вышедшего из строя узла.

    Катушка зажигания. Такая поломка встречается у моторов 2.0 Duratec чаще остальных, к сожалению, срок службы катушки и вправду маленький. Проявляется проблема в виде нестабильной работы мотора, могут наблюдаться рывки во время движения, плохой запуск, а также появление ошибок на панели. Решение вопроса — замена катушки на новую. Кстати, в современных двигателях данной проблемы нет, поскольку вместо одной катушки Ford начал устанавливать по одной на каждую свечу.

    Как вы поняли, силовая установка под кодовым названием — Duratec 2.0 – это рабочая лошадка, которая относится к надежным и безотказным моторам старого образца. Он прост и надежен, а в случае ремонта не вытянет из кармана своего хозяина все до копейки. Цепь ГРМ исключает необходимость менять ее раз в 50-70 тысяч как в случае с ременным приводом. Но вместе с тем двигатель не лишен недостатков, среди которых расход топлива — пожалуй, самый существенный минус. Кроме того, при попытке поставить газ у вас, скорее всего, возникнут проблемы. Но, время не стоит на месте и прогресс постоянно рождает новые технологии, поэтому кто знает, возможно уже очень скоро вопрос повышенного топливного аппетита.

    В России Форд Фокус 3 продается с 2011. Является примером хорошего сочетания цены и качества. Автомобиль построен на базе С1, которую применяет Вольво и Мазда. Выпускается в нескольких вариантах кузова – хэтчбек, универсал и седан.

    На отечественном рынке представлены автомобили с тремя бензиновыми и одним дизельным агрегатом. Установлены они не традиционно, а поперечно. Первый в линейке мотор объемом 1,6 л, мощностью 150 л.с. У него система распределения вспрыска топлива электронная, изменения фаз газораспределения Ti-VCT . Авто не прожорливо и потребляет горючего по городу 8,1 л, по трассе 6,0 л на 100 км. Время разгона до 100 км/час 12,3 секунды.

    Вторая силовая установка бензиновая объемом 1,6 л мощностью 125 л.с. Разгоняется до 100 км/час за 11 секунды. Расход топлива 8,0 л на 100 по городу и 6,0 л по трассе.

    GDI Ti-VCT – самый мощный агрегат. Главная отличительная черта — наличием цепного привода ГРМ. Потребляет топлива больше чем предыдущие: в городском цикле – 9,6 л, в загородном 6,7 л.

    Дизельный мотор Duratorg TDCi четырехцилиндровый и оснащен турбонадувом. Обьем агрегата 2,0 л, мощность 140 л.с. Расход топлива экономичный: в смешанном цикле 5,4 л на 100 км.

    Ресурс работы двигателей достаточно неплохой. Бензиновые установки способны прослужить по данным завода 250 тысяч км. В реальных условиях они выхаживают 300 – 350 тысяч км. Ресурс работы дизельных агрегатов меньше – 250 тысяч км.

    Ответы (1)

    Двигателей объемом 2.0 литра у Форд Фокуса — два. Один мощностью 145 сил (название мотора — Duratec 2.0 MZR LF) выпускался с 2001 по 2010 год. Был разработан компанией Mazda и использовался Фордом в рамках сотрудничества.

    Данный двигатель имеет цепной привод ГРМ. Есть свои болячки, например ломающийся термостат, ломающийся сальник распредвала, правда такие болячки возникают на уже не малых пробегах от 90 000 км и выше. Ресурс мотора по заявляениям производителя более 350 000 км. На практике, встречались экземпляры, которые проезжали более 450 000 км без капитального ремонта. Главное — следить за мотором, меняя во время масло и другие необходимые расходники и устранять возникающие поломки. Кстати, масло рекомендуется менять каждые 10 000 км, а не 15 000 км, так двигатель прослужит дольше.

    В 2010 году 145-сильный двухлитровый мотор заменил новый, более современный 150-сильный под названием Duratec HE GDI Ti-VCT, который также разрабатывался в сотрудничестве с компанией Mazda. Этот мотор чуть более резвый по сравнению с предшественником, отвечаем новым экологическим нормам и имеет чуть меньший расход топлива. Устанавливается он уже на Форд Фокус 3-го поколения.

    Ресурс двигателя 2,0 (150 сил) по заявлениям производителя составляет 350 000 км пробега. ГРМ имеет цепной привод. Каких-то особенностей по эксплуатации и обслуживанию нет. Важно — менять моторное масло, фильтры раз в 10-15 000 км и другие расходники. Также двигатель чувствителен к топливу, так что рекомендую заливать бензин на проверенных заправках и только АИ-95 . Масло тоже что рекомендовал производитель — Formula F SAE 5W-30.

    Ресурс двигателя форд фокус 2

    Duratec 2.0 MZR LF — устанавливался на Форд Фокус 2

    Всем доброго время суток. У меня форд 2007 г. двигатель 1.6. лит. 115 л.с. сборка Испания. Подскажите какой примерно моторесурс двигателя, а то я слышал что окало 180-200 т.км пробега.

    to zaharovdenis: Привет! У меня форд фокус 1 Русская сборка,пробег 282000.Все в норме,Как бы не сглазить)

    to zaharovdenis: Моторесурс современного двигателя легкового автомобиля до первого капремонта, при грамотной эксплуатации и своевременном регламентном обслуживании, составляет 300 000 км.

    При жесткой эксплуатации ресурс двигателя сокращается на 10-15%.

    Первый кап ремонт двигателя на пробеге 300 000 км. подразумевает под собой ремонт ГБЦ с заменой клапанов и их направляющих. Расточку блока цилиндров до ремонтного размера №1, установку поршней и колец ремонтного размера №1 и замена ВСЕХ резинотехнических изделий двигателя и вкладышей.

    Если речь идет об автомобиле Форд , то капремонт №1 подразумевает ремонт ГБЦ, как описано выше и замена блока двигателя в сборе. Так как Форд не выпускает запчасти ремонтных размеров на свои автомобили.

    Но выход есть! На автомобилях Мазда стоит ряд двигателей, которые совершенно индентичны моторам, устанавливаемым на Форд. Поршни, кольца и вкладыши Ремонтных размеров обычно берутся от двигателей Мазда. Подходят абсолютно!

    vlad_m: При жесткой эксплуатации ресурс двигателя сокращается на 10-15%. #

    И при чип-тюнинге тоже.

    Привет всем, у меня фф1 1.6 V16 немецкой сборки. Моторесурс двигателя не более 300000 т.к. так как уже начинает стучать двигатель, но на самом деле он начинает заканчиваться уже примерно на 250000 т.к. когда начинается жор масла по причине износа масло съемных колец. Стучать двигатель начинает из-за шатунов (они растягиваются и становятся овальные) новые купить нереально. их просто нет в продаже, но можно восстановить старые это обойдется 1000 руб. за 4 шт. это недорого, так как за б/у с вас потребуют 2000 руб. за 1 шатун. При капремонте мне пришлось заменить: компрес. кольца и масло съемные, вкладыши коренные и шатунные, масло съемные колпачки, прокладку ГБЦ, сальники. Отремонтировать: шатуны и коленвал. Мне это обошлось в 20000 т.р.(перебирал двигатель естественно сам) до этого я обращался в сервис мне назвали цену 90000 т.р.(за работу и запчасти) так что если делать самому. намного выгоднее. P. S. двигатель не любит высокие обороты

    to zaharovdenis: архи глупый вопрос,кто то может и к 50000 убить в хлам а кто то может и пол лимона накатать,все зависит от условий эксплуатации и качества масло и бензина применяемого

    у меня фф10 года. 1.8-пробег уже 225т нет ни каких проблем ! масло только кастрол и бензин лью 95!

    Я с тобой полностью согласен что все зависит от условия эксплуатации и качества масло и бензина но мы живем в России. качество у нас пока не айс и говорить про качество масло и бензина это все равно что верить в деда мороза. а про условия эксплуатации, согласись на ФФ не ездят пенсионеры (бывает но очень редко) а люди которым примерный возраст от 25 до 45 которые ездят на авто каждый день и с постоянными ускорениями, да еще любят по бездорожью ее проверить проходимость и по этому говорить про пол миллиона я думаю это практически не вероятно.

    Я живу в европе,есть авто которые в 50 тыров уже мертвые и это при типа хорошем бензине и типа хорошем масле( подделок тоже много) многое зависит от человека как ни крути

    за 50000 т.к. даже наш тазик не ушатаешь. Что бы за 50 т.к. посадить движку это надо тупо не разу не заменить масло (тогда я еще поверю в это).

    Дружище поверь мне я знаю что говорю (я 5 лет на автомеханика проучился и диплом защитил на «4»)

    to 32rus: верю и знаю что тяжело но есть разные ушлепки которые умудряются ушатать,особенно молодежь или старики которые по городу едут на 5 скорости 50 км/ч

    to shkilev747: За неполных три года такой пробег. ты из авто иногда выходишь?)))

    32rus: Я с тобой полностью согласен что все зависит от условия эксплуатации и качества масло и бензина но мы живем в России. качество у нас пока не айс и говорить про качество масло и бензина это все равно что верить в деда мороза. а про условия эксплуатации, согласись на ФФ не ездят пенсионеры (бывает но очень редко) а люди которым примерный возраст от 25 до 45 которые ездят на авто каждый день и с постоянными ускорениями, да еще любят по бездорожью ее проверить проходимость и по этому говорить про пол миллиона я думаю это практически не вероятно. #

    52 rus : Я не совсем согласен на счет качества бензина. С 2012 года в НОРСИ-КСТОВО он же ЛУКОЙЛ начато производство бензина стандарта 95 первый в России евро-стандарт и именно в Нижегородской области , замечу что не переделка из одного в другой. Газпромнефть , к примеру, до сих пор не начала производство 95 класса ЕВРО -5 , пока ЕВРО-4 и пока что из 92 получают 95 .

    Кстати по-поводу масла могут сказать следующее : очень высокое качество масел марки MOTUL и только синтетика, для каждого авто подбирается индивидуально, замену лучше всего производить каждые 7000-8000 тыс км, а не 10000 , не 15000 , и уж не как не 20000-30000 . Производителю не выгодно чтобы двигатель прошел 1.000.000 км, а уж дилеру совсем от этого худо станет ,но это ФАКТ.

    Время на чтение: 2 минуты

    Ресурс двигателя форд фокус 2

    Ford Focus 2 двигатель объемом 2 литра серии Duratec HE представляет собой атмосферный агрегат мощностью 145 л.с. с 16-клапанным механизмом ГРМ. В приводе газораспределительного механизма установлена цепь. Гидрокомпенсаторов мотор не имеет, поэтому регулировку клапанного зазора необходимо проводить вручную методом подбора специальных регулировочных шайб разной толщины.

    Ресурс двигателя форд фокус 2

    Конструктивно 2 литровый мотор практически идентичен мотору Focus 2 Duratec HE 1.8 литра разница лишь в размере поршня. У 2 литрового движка диаметр цилиндра составляет 87.5 мм, а у 1.8-литрового агрегата размер составляет 83 мм. В остальном же моторы одинаковы.

    Ресурс двигателя форд фокус 2

    Устройство двигателя Фокус 2 2 литра

    Блок цилиндров двигателя Duratec HE 2.0 145 лошадей отлит из алюминиевого сплава по методу Open-Deck со свободно стоящими (в верхней части блока) гильзами «мокрого» типа. Система питания — фазированный распределенный впрыск топлива. Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке поперечно на трех эластичных резинометаллических опорах. Правая опора крепится к кронштейну, расположенному на правой стенке блока цилиндров, а левая и задняя — к картерам коробки передач.

    Коленчатый вал — из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Вал снабжен восемью противовесами, выполненными на продолжении его «щек». Противовесы предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при движении кривошипно-шатунного механизма во время работы двигателя. Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала стальные, тонкостенные, с антифрикционным покрытием.

    Шатуны — кованые стальные, двутаврового сечения. Своими нижними головками шатуны соединены через вкладыши с шатунными шейками коленчатого вала, а верхними головками — через поршневые пальцы с поршнями.

    Поршни выполнены из алюминиевого сплава. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Два верхних поршневых кольца — компрессионные, а нижнее — маслосъемное.

    Компрессионные кольца препятствуют прорыву газов из цилиндра в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Маслосъемное кольцо удаляет излишки масла со стенок цилиндра при движении поршня.

    Головка блока цилиндров Focus 2.0

    ГБЦ Ford Focus 2 2 литра отлита из алюминиевого сплава. В верхней части головки блока цилиндров установлены два распределительных вала, изготовленных из чугуна. Один вал приводит впускные клапаны газораспределительного механизма, а другой — выпускные. Клапаны в головке блока цилиндров расположены в два ряда, V-образно, по два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр. Клапаны стальные, выпускные — с тарелкой из жаропрочной стали и наплавленной фаской. Диаметр тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Сверху на направляющие втулки клапанов надеты маслосъемные колпачки, изготовленные из маслостойкой резины. Клапан закрывается под действием пружины.

    Привод ГРМ двигателя Фокус 2.0 л.

    Привод распределительных валов ГРМ приводится в действие цепью от звездочки коленчатого вала. Автоматическое натяжное устройство обеспечивает требуемое натяжение цепи в процессе эксплуатации. Схема ГРМ Duratec HE 2.0 далее на фото.

    Ресурс двигателя форд фокус 2

    Натяжное устройство обозначено стрелкой на картинке. Второй стрелкой обозначен масляный насос. От масляного насоса идет вторая небольшая цепь к звездочке коленвала. Цепной привод имеет довольно большой ресурс, но вместе с цепью ГРМ придется менять и башмаки и натяжное устройство и не стоит забывать о цепном приводе масляного насоса движка.

    Характеристики двигателя Форд Фокус II 2 л.

    • Рабочий объем – 1999 см3
    • Количество цилиндров – 4
    • Количество клапанов – 16
    • Диаметр цилиндра – 87.5 мм
    • Ход поршня – 83.1 мм
    • Привод ГРМ – цепь
    • Мощность л.с.(кВт) – 145 (107) при 6000 об. в мин.
    • Крутящий момент – 185 Нм при 4500 об. в мин.
    • Максимальная скорость – 206 км/ч
    • Разгон до первой сотни – 9.2 секунд
    • Тип топлива – бензин АИ-95
    • Степень сжатия – 10.8
    • Расход топлива в смешанном цикле – 7.1 литра

    Мотор имеет довольно длительный срок эксплуатации. На российские Фокусы 2.0 литровый агрегат попадал с европейского завода Ford Motor Company, Valencia Engine. Разрабатывали мотор японские инженеры из Мазда. Его можно встретить не только на Фокусе и Мондео, но и на некоторых моделях Мазда и даже Вольво.

  • Ссылка на основную публикацию