Автоконцерны комплектуют машины аксессуарами, исходя не только из технологической новизны, но и с учетом финансовых затрат. Если говорить об источниках освещения, то до сих пор большая часть новой техники с завода оснащается галогенными лампами, невзирая на наличие более интересных устройств. LED или ксенон. Что лучше? Именно этот вопрос является сегодня актуальным для миллионов автолюбителей, желающих переоборудовать свой старый автомобиль или приобрести новый. Мало кто сегодня хочет мириться с архаичными осветительными приборами, все преимущество которых кроется в дешевизне и простоте конструкции. Требовательные водители стремятся установить передовое, более эффективное оборудование на своей технике.
Подробные характеристики
Постараемся в кратком обзоре рассмотреть LED и ксенон с учетом технических особенностей и эффективности, рабочих показателей и материальных затрат. Чем больше полезной информации попадет в наш список, тем проще будет автомобилисту сделать верный, осознанный выбор:
- Начнем с экономического анализа. Сразу скажем, что в этом плане значительно лучше выглядят именно светодиодные лампочки. Затраты на установку ксеноновых фар оказываются значительно выше. К тому же, при длительной эксплуатации автомобиля практически наверняка придется столкнуться с покупкой новых ламп, блоков розжига. За 10 лет придется выложить 70-120 тыс. руб., а в ряде случаев — значительно больше денег на поддержание работоспособности ксенона. LED оказываются значительно лучше при исследовании их возможностей. Они способны прослужить 50-80 тыс. часов при корректной установке, отсутствии перегрева. Таким образом, до попадания машины на свалку вам не придется ни копейки вкладывать в световое оборудование.
- Параметры светового потока. По этим характеристикам одинаково хорошо выглядят оба варианта, они значительно лучше галогенных ламп. Мощный световой поток ксенона по яркости составляет 4000 Lm, что в несколько раз лучше возможностей классических лампочек. Что касается LED направления, то современные устройства обеспечивают лучшую видимость, что было доказано в ходе многочисленных испытаний! Таким образом, светодиоды и здесь впереди.
- Коснемся показателей нагрева корпуса. Ксеноновые автолампы лишь 8-10% энергии преобразуют в тепло, которое распространяется в фаре. У светодиодов в этом аспекте ситуация хуже. Выделяемое тепло отводится с помощью радиатора, кулера. Если вы устанавливаете дешевый, бюджетный комплект, то не рассчитывайте на десятки тысяч часов ресурса. Надежность тоже имеет свою цену.
- Теперь пришла пора поговорить о потребляемой мощности и отдаче. Если за базу для сравнения взять 35 Вт, то однозначно лучше для бортовой сети установить LED, чем ксенон. Нагрузка на сеть будет минимальна при хороших показателях головного освещения. Вряд ли автомобилисты заметят это на практике, но и расход топлива при включенном свете будет на 0.5-1 литр меньше, чем при использовании галогенных ламп, что тоже доказано практическим путем.
- Не будем забывать о таком важном факторе, как быстрота срабатывания. Для ксенона характерна небольшая задержка, которая подвергает автолюбителя риску в экстремальной ситуации. Светодиодная автолампа срабатывает практически мгновенно, сразу реагируя на включение оборудования.
- Теперь поговорим о показателях надежности, устойчивости к воздействию внешних факторов. Здесь все хорошо оказалось у LED и у прямого конкурента. Изделия проявляют устойчивость к сильной вибрации, способны работать в широком диапазоне окружающей температуры. Здесь также важен один момент — приобретайте только комплекты известных, именитых производителей, не пытайтесь сэкономить на своей безопасности.
Фокусированный свет
Напоминаем, что освещенность дорожного полотна должна соответствовать стандартам, нельзя слепить водителей встречного транспорта. У заводского ксенонового и светодиодного оборудования полный порядок в этом направлении. Если же говорить о переоборудовании авто, то ситуация становится более сложной. Понятно, что ксенон требует значительных финансовых вложений, покупки специальных фар, блоков розжига. Но с LED ситуация складывалась тоже не столь однозначно до недавних пор. Дело в том, что покупка укомплектованной передовыми световыми приборами машины всегда лучше, чем самостоятельная переделка. Если же вы хотите установить светодиодные лампочки самостоятельно, то следует позаботиться о заказе специальных фар. Характеристики светового потока диодных ламп существенно отличаются от галогенных. Поэтому автомобилисту предстоят значительные затраты. Впрочем, они уже все равно ниже покупки качественного ксенонового освещения.
Совсем недавно ситуация кардинально изменилась к лучшему. Некоторые ведущие производители автосвета, в числе которых Philips, сумели создать диодные лампочки, специально предназначенные для установки в стандартные фары, в которых изначально стоят галогенные комплекты. Таким образом, сегодня общие затраты на переоборудование техники сводятся к приобретению пары лампочек и установки в штатное гнездо. Конечно же, 15-25 тыс. руб. существенная сумма, но она не идет ни в какое сравнение с расходами на покупку набора ксенона и последующей его установки. Так что, результат нашего небольшого потребительского исследования явно показывает, какой вариант оказался лучше и перспективнее.
Автомобильные технологии развиваются стремительными темпами. Если еще пару лет назад светодиодными адаптивными фарами оснащались автомобили премиального сегмента, то сегодня даже на среднебюджетные авто ставят диоды. Возникает закономерный вопрос: так ли хороша светодиодная оптика, что ради нее можно отказаться от ксенона и галогена? Попробуем разобраться с этой проблемой на нашем портале Vodi.su.
Ксенон: устройство и принцип работы
Ранее мы уже детально рассматривали устройство ксеноновой и биксеноновой оптики. Напомним основные моменты.
Из чего состоит ксенон:
- наполненная инертным газом колба;
- в колбе находятся два электрода, между которыми возникает электрическая дуга;
- блок розжига.
Блок розжига нужен для получения электричества с напряжением в 25 тысяч вольт для создания дуги. Температура свечения ксенона колеблется в пределах 4000-6000 Кельвинов и свет может иметь желтоватый или голубой оттенок. Чтобы не слепить встречных водителей, допускается к применению лишь ксенон с автоматической коррекцией фар. А переключение между дальним и ближним светом происходит благодаря электромагниту и специальной линзе. Также фары оснащают фароочистителями или омывателями, так как любая грязь рассеивает направленный луч света и он начинает слепить всех подряд.
Напомним, что разрешена лишь установка сертифицированного «легального» ксенона, который конструктивно подходит для вашего авто. По части третьей статьи 12.5 КоАП за езду с несертифицированным ксеноном возможно лишение прав на срок от шести месяцев до года. Соответственно, на его установку нужно получать разрешение на СТО.
Светодиодные фары
Светодиоды — это совершенное другая технология. Свечение возникает при прохождении электрического тока через проводник.
- Light-emitting diode (LED) — сам светодиодный элемент;
- драйвер — блок питания, благодаря которому можно стабилизировать подачу тока и регулировать температуру свечения;
- кулер для охлаждения светодиодного элемента, так как он сильно разогревается;
- фильтры для повышения или понижения световой температуры.
Светодиодные фары устанавливают только на авто с адаптивной оптикой. Например, сегодня используются многофункциональные светодиодные фары, которые автоматически адаптируются под погодные условия и скорость передвижения. Такая система анализирует информацию от датчиков дождя, скорости, угла поворота рулевого колеса. Естественно, стоит такое удовольствие недешево.
Ксенон vs светодиоды
Сначала расскажем о плюсах и минусах.
- яркость — самый главный плюс, эти лампы обеспечивают неплохую видимость даже в дождливую погоду;
- длительный срок службы, исчисляемый 2500-3000 часами, то есть в среднем 3-4 года до замены колбы;
- довольно высокий КПД в районе 90-94%, соответственно, ксенон греется не так сильно, как обычные галогенки;
- колбы подлежат замене.
Есть, конечно, и минусы. Во-первых, это сложности установки, так как блоки розжига часто не помещаются в штатную оптику и их размещают под капотом. Для каждого элемента оптики требуется отдельный блок розжига. Во-вторых, ксенон потребляется больше электроэнергии, чем светодиоды или галогенки, а это дополнительная нагрузка на генератор. В-третьих, очень строгие требования выдвигаются к регулировке дальнего и ближнего света и к состоянию самой оптики — никаких трещин на фарах быть не должно. Если же перегорела одна из ламп, заменять придется обе.
Плюсы светодиодного освещения:
- низкое энергопотребление;
- более простая установка;
- не требуется разрешение — за использование светодиодов не предусмотрено никакой ответственности;
- не слепят встречных водителей и пешеходов;
- по уровню яркости приближаются к ксенону, а некоторые, последних модификаций и вовсе превосходят его.
Тем не менее не стоит забывать и про существенные недостатки. Прежде всего, в отличие от ксенона и биксенона, светодиоды не выдают направленный луч света. Хотя по уровню яркости они практически сравнялись, но ксенон обеспечивает лучшую видимость при одинаковых условиях. Так, если у вас стоит биксенон, то при дальнем включенном свете пешехода на обочине можно заметить на расстоянии в 100-110 метров. А со светодиодами это расстояние уменьшается до 55-70 метров.
Во-вторых, драйверы светодиодов очень сильно греются, что значительно сокращает их срок службы. В данном случае ксенон более выгоден, так как менять его приходится реже. В-третьих, хоть LED лампы и потребляют меньше электричества, но они очень чувствительны к скачкам напряжения в автомобильной сети.
В пользу светодиодов все же говорит тот факт, что данная технология развивается очень быстро. Так, еще лет десять назад о LED-освещении знали только единицы, сегодня же оно применяется практически повсеместно. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что через несколько лет светодиодные фары по своим характеристикам будут превосходить всех своих предшественников.
Наибольшей популярностью сегодня пользуются галогеновые, ксеноновые и светодиодные фары, при их выборе следует учитывать преимущества и имеющиеся недостатки у таких технологий.
Еще несколько десятков лет назад большинство автомобилей выполнялось со светотехникой с обычными лампами накаливания. Однако сегодня фары в машинах используют различные технологии. Можно подобрать ксеноновые и галогеновые лампочки, а также суперсовременные светодиодные фары. Поговорим поподробнее о том, какие же следует выбирать фары для автомобиля, ксеноновые, светодиодные или галогеновые.
Важность качественного света фар автомобиля
Обеспечить безопасность управления автомобилем в темное время суток можно исключительно при использовании качественных и правильно отрегулированных фар. Современные технологии позволяют существенно улучшить качество освещения дорожного полотна, предупреждая как ослепление водителей встречных автомобилей, так и обеспечивая хорошую видимость в таких сложных условиях.
Наибольшее распространение на сегодняшний день получили фары трех видов:
На суперсовременных автомобилях также могут использоваться матричные фары, однако они имеют сложную конструкцию, а их стоимость может составлять сотни тысяч рублей. Поэтому для большинства автовладельцев выбор типа светотехники сводится исключительно к трём распространенным технологиям, которые имеют свои определенные преимущества и недостатки. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать, какие существуют различия у таких типов фар.
Галогеновая светотехника
Галогеновые фары имеют бюджетную стоимость, что, несомненно, сказывается на их популярности на рынке. Такие лампочки отличаются удобством в монтаже, они универсальны в использовании, а если в дороге перегорит такая лампочка, можно самостоятельно её заменить, не обращаясь в сервис. Если же говорить о недостатках галогеновых фар, то необходимо отметить не слишком хорошее качество освещения дорожного полотна и посредственную долговечность лампочек, что несколько усложняет эксплуатацию автомобиля.
Ксеноновые фары
Ксеноновые фары хорошо освещают дорожное полотно, имея яркий белый насыщенный свет. К их преимуществам можно отнести хорошее качество освещения дорожного полотна. Впрочем, необходимо учитывать и многочисленные недостатки такой технологии. В первую очередь это минимальный срок службы лампочек, которые редко когда способны работать более 3000 часов. Сами ксеноновые лампы достаточно дорогие, их утилизация представляет большую сложность, они вредны для здоровья, так как содержат большое количество ртути.
Светодиодные технологии
Преимуществом светодиодных фар является их великолепное качество освещения, как на ближнем, так и при дальнем свете. Срок службы таких фар составляет порядка 100000 часов непрерывной работы. Фактически, при условии правильной эксплуатации, такие фары не потребуют какого-либо ремонта или замены. В таких фарах отсутствуют привычные для нас лампочки, световой поток формирует специальный светодиод, на который подается мощное напряжение.
Если говорить о недостатках светодиодных фар, необходимо указать их высокую стоимость. Они требуют наличия специального блока управления модуля, который имеет сложную конструкцию и соответствующую стоимость. Неудивительно, что сегодня такая светотехника используется преимущественно на дорогих автомобилях бизнес-класса, предлагаясь на таких машинах в качестве опции и не входит в их штатное оснащение.
Подведём итоги
Наибольшей популярностью сегодня пользуются три технологии автомобильных фар: ксеноновые, галогеновые и светодиодные. Каждая из них имеет свои определенные преимущества и недостатки. Например, светодиодные отличаются долговечностью и надежностью, но при этом имеют высокую стоимость. Ксенон — это некая золотая середина по надежности и стоимости, а вот галоген не столь качественно освещает дорогу, но такие лампочки имеют минимальную стоимость.
Вопрос «Что лучше: LED или ксенон?» традиционно порождает споры среди ценителей современной автомобильной оптики. Эти две технологии завоевали доверие своих поклонников благодаря новшествам и неоспоримым преимуществам перед галогеновой оптикой. Они серьезно конкурируют между собой, несмотря на то, что светодиодные лампы для авто появились гораздо позже ксенона.
Напрямую сравнивать ксенон или LED будет не совсем корректно. Эти технологии сильно отличаются друг от друга и работают совершенно по-разному. Чтобы ответить на вопрос, какую оптику стоит устанавливать в автомобиль, рассмотрим принцип действия ксеноновых и светодиодных ламп, основные преимущества, слабые места, и сравним их по важным для автомобилистов параметрам.
Ксенон или LED – что лучше, разбираемся в принципе работы
LED оптика состоит из светодиодов. Каждый из них включает полупроводниковый кристалл, излучающий яркое свечение при подаче электричества. Светодиодов в одной фаре несколько. Они занимают немного места, что дает возможность по-разному их комбинировать.
Свет, вырабатываемый диодами, собирается системой линз и рефлекторов. В конструкции LED ламп нет нагревательных элементов, однако они тоже производят много тепла при работе. Поэтому такую оптику обязательно оснащают радиатором или активным кулером.
Флагман LED ламп от АвтоАудиоЦентра – AMS Original-B H1 5500K
Преимущества LED ламп для автомобиля:
- Долговечность. Срок службы светодиодной оптики достигает 50 000 часов непрерывной работы. Такие лампы не выгорают. Тем, кто умеренно пользуется фарами и не проводит в дороге всю ночь, таких ламп хватит на три года и более;
- Энергоэффективность. При работе светодиоды потребляют малое количество энергии. Именно экономичность является одним из главных преимуществ LED ламп – они не вызывают перерасход топлива и не перегружают бортовую сеть. КПД светодиодов достигает 80% – это больше, чем у каких либо других источников света;
- Яркий свет. LED оптика производит яркий белый свет до 3500 Люмен. Как правило, чаще всего в фары устанавливают лампы с температурой цвета 5000К или 6000К (белый или белый с голубым оттенком);
- Компактность. Маленькие размеры источников света позволяют создавать с их помощью более развитую, усовершенствованную оптику;
- Экологичность. Светодиоды не содержат вредные для окружающей среды вещества, например, ртуть. Они не испускают ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, а по окончании срока службы могут быть переработаны;
- Надежность. LED оптика работает без вольфрамовой нити накаливания, которая может порваться при регулярных вибрациях. Светодиоды хорошо выдерживают вибрацию и надежно работают при езде по неровной дороге. Для дополнительной надежности их окружают уплотнителем из прозрачной эпоксидной смолы;
- Быстрый запуск. Светодиоды включаются мгновенно, как только на них подается ток.
Потенциальные недостатки светодиодных ламп:
- Стоимость оптики. Светодиодные технологии обходятся дороже галогеновых и ксеноновых ламп;
- Сильный нагрев. Хотя сам по себе светодиод практически не греется, конструкция лампы и особенно плата, на которой установлены диоды, выделяет много тепла. Излишний нагрев сокращает срок службы оптики, вот почему крайне важно, чтобы лампы имели хороший теплоотвод;
Принцип работы ксеноновой оптики
Ксеноновая лампа состоит из колбы, заполненной газом ксеноном, двух электродов и блока розжига. Между электродами создается электрическая дуга, которая светится очень ярко в газовой среде. Для запуска дуги требуется 25 000 В – именно для подобного напряжения и задействован блок розжига.
Ксеноновые лампы используют вместе со специальной оптикой. Особая линза фокусирует свет, благодаря чему освещение дороги становится ещё качественнее.
Преимущества ксенона в фарах:
- Естественный свет. Ксеноновые лампы могут иметь цветовую температуру в широком диапазоне от 4000 до 12000 Кельвинов. По качеству их свечение приближено к дневному свету. Оно комфортно воспринимается человеком;
- Устойчивая работа. Если в системе питания произойдет сбой, то батарея блока розжига автоматически отключится и защитит лампы от перегорания при скачке напряжения;
- Безопасность в пути. В случае поломки, фары с ксеноновыми лампами не отключаются мгновенно, а продолжают светить какое-то время. Это дает водителю время безопасно съехать на обочину в темноте;
- Снижение теплоотдачи. Ксеноновые лампы нагреваются гораздо слабее, чем светодиодные.
Недостатки ксеноновых ламп:
- Необходимы особые комплектующие. Ксеноновые лампы не будут работать без блока розжига и преобразователя напряжения;
- Дополнительная специфика установки. Монтаж ксенона ещё более труден, чем установка светодиодных ламп.
Что лучше – ксенон или ЛЕД, объективное сравнение
- Распределение света. Ксеноновые лампы равномерно и ярко освещают дорогу перед автомобилем. Однако они образуют очень резкий переход между светлым участком и темнотой. В отличие от ксенона, светодиоды создают плавный переход к неосвещенному участку, создавая более широкий охват, захватывая и обочины;
- Дальность освещения. Дальний свет с использованием ксеноновых ламп ярче освещает дорогу перед автомобилем. Однако светодиодные лампы способны справиться с большей дистанцией освещения;
- Проникающая способность.При езде через туман, дождь или мелкую морось важно, чтобы свет ламп проникал как можно дальше. Здесь светодиодная оптика уступает ксеноновой. Последняя эффективнее осветит дорогу при плохих погодных условиях.
Что лучше светит: LED лампы или ксенон, подводим итоги
Сильные и слабые стороны каждого вида оптики сопоставимы между собой. Выбрать ли светодиодные лампы или ксенон – все зависит от потребностей и возможностей автовладельца.
Светодиодные лампы превосходят ксеноновые по нескольким параметрам. Они потребляют меньше энергии, долговечны, компактны и не вредят окружающей среде. Ксеноновая оптика имеет более сложную конструкцию, однако она меньше греется.
Основным недостатком светодиодных фар является их дороговизна. Однако производители всё время усовершенствуют технологию, благодаря чему светодиодные лампы и автомобильные линзы становятся все доступнее.
В нашей прошлой публикации мы проследили долгий путь автомобильного освещения от керосинок и ярких карбидных фонарей до привычных нам галогенных ламп с рассеивателями.
Но уже в 90-е годы стало понятно, куда двигаться дальше. А двигаться можно было в сторону снижения энергозатрат и повышения яркости. Ведь даже линзованная оптика с обычными лампами накаливания уже не отвечала современным требованиям. И тогда на борьбу с темнотой выдвинулись газоразрядные источники света, давно используемые в стационарном освещении.
Ксенон: мощно, сложно и дорого
В народе за такими фарами прочно закрепилось название «ксенон», хотя к ксеноновым дугоразрядным лампам, как это ни странно звучит, они отношения не имеют. Огромные мощности и удачный спектр при плохом КПД у дугоразрадных ламп оказались не нужны, а то, что мы привыкли называть «ксеноном» на самом деле является металлогалогенной лампой, внутри которой горит смесь газов. В ней иногда используется газ ксенон как один из ингредиентов, но зачастую обходятся и без него.
Эффективность такого решения более чем достаточная — 80–100 люменов на каждый ватт мощности, а спектр излучаемого света оказался одним из лучших и наиболее естественных. Для сравнения: обычная «галогенка» дает 13-15 люменов на ватт, газонаполненная — около 10, а обычная вакуумная — около 8.
Никакие другие типы газоразрядных ламп не смогли составить им конкуренции, даже натриевые лампы с отдачей до 200 люменов на ватт не прошли строгий отбор из-за ограниченного светового спектра. Их желтый свет мог не отражаться от некоторых поверхностей, и такие предметы казались бы темными, а с безопасностью на дороге не шутят.
Основных сложностей при внедрении газоразрядных ламп было две. Во-первых, для того чтобы зажечь дугу внутри колбы, требуется напряжение порядка 25–50 тысяч вольт. Во-вторых, внутри колбы светится весь объем газа, и этот свет надо очень четко направлять в нужную сторону.
Вторую проблему отлично решила прожекторая (линзованная) оптика, о кторой речь уже шла выше. Ну а развитие электроники успешно справилось с первой проблемой. В 1991 году компания Hella, кстати, начинавшая еще с выпуска ацетиленовых ламп, начала продавать первые комплекты серийного «ксенона» для машин. Это была очень недешевая опция для BMW 7-й серии в кузове E32.
В отличие от обычных ламп, которые запитаны непосредственно от бортовой электросети, «ксенон» питается через так называемый балласт или же блок розжига.
Как мы уже говорили, при старте газоразрядной нужен импульс напряжения в 25 тысяч вольт и выше, а после запуска необходимо точно выдерживать ток. Просто удержание напряжения бесполезно — лампа сильно меняет сопротивление с прогревом. Так что блок розжига — очень сложная и дорогая часть лампы, на нем лежит ответственность и за ее быстрый «поджиг», и за ее долговечность ( при колебаниях тока выгорают электроды внутри колбы, и лампа идет под замену).
Как мы уже говорили, газоразрядные (то есть «ксеноновые») фары очень эффективны и выдают 80–100 люменов на ватт. При стандартном 35-ваттном энергопотреблении такая лампа дает очень много света. Кроме того, она греется очень слабо и не имеет хрупкой нити накаливания, а значит, срок ее службы выше и она не боится вибраций.
Самые высокие значения КПД относятся к источникам очень «холодного» света со световой температурой выше 5 500 кельвинов — это характерное голубоватое свечение. Лампы с более комфортной для глаза световой температурой в 3 500 или 2 700 кельвинов имеют меньший КПД, но все равно между ними и обычными лампами накаливания пропасть в эффективности и мощности светового потока.
Обратная сторона всех этих плюсов — высокая стоимость оборудования, которую производителям пока не удалось «победить». Например, оригинальный блок розжига для Volvo S80 II обойдется в 14–17 тысяч, а для Volkswagen Passat B6 — в 17–18 тысяч. Причем более дешевые аналоги существуют далеко не всегда.
Не стоит забывать и про обязательный гидрокорректор уровня фар, который автоматически меняет «угол атаки» фар в зависимости от наклона кузова, чтобы не слепить встречных автомобилистов, проезжая неровности. А также про омыватель фар, без которого «ксенон» использовать нельзя, так как сквозь грязь сильные лучи «газоразрядного» света некорректно преломляются и светят в разные стороны. Все это не позволяет технологии стать массовой. На дешевые автомобили по-прежнему ставят обычные «галогенки».
На сегодняшний день автомобили комплектуются одним из трех видов освещения: на основе галогеновых ламп, ксеноновых ламп или светодиодов.
На сегодняшний день автомобили комплектуются одним из трех видов освещения: на основе галогеновых ламп, ксеноновых ламп или светодиодов. Галогеновое освещения самое распространённое, «галогеновыми» цоколями (лампами) являются H 1- H 27 и HB 3- HB 5. Обозначение ксеноновых ламп следующее: D 1 S — D 4 R . Очень редко встречается также лазерное освещение, оно наиболее технологичное, но на данный момент еще малоразвито.
Скажем несколько слов о галогеновом освещении. Из всех перечисленных видов оно самое малоэффективное, но зато дешевое. Устанавливается на большинстве автомобилей среднего.
Пример галогенового, ксенонового и светодиодного освещения:
Самое главное отличие ксеноновых ламп – они должны иметь блок розжига. И если ксенон штатный, то при поломке замена блока или лампы обойдется достаточно дорого. Дешевле обходится замена блоков и ламп при установке нештатного ксенона или биксенона под «галогеновый» цоколь. Стоит также учесть, что если у Вашего автомобиля есть защита от перегорания ламп, при установке ксенона понадобится докупить обманку, т.к. штатные галогенные лампы обычно потребляют 55Вт., а ксенон обычно 35 Вт. То же самое придется сделать, если установить светодиодные лампы в цоколя под галогенки.
Отметим, что установка ксенона сложнее, нежели установка диодных ламп и лучше производить это в специальных мастерских.
Особенностью же светодиодных ламп является недопустимость высокого нагрева. Если у ксенона основной элемент, подвергаемый нагрузкам, является блок розжига, то у светодиодов же сами лампы, т.к. блок питания обычно уже встроен в саму лампу. Поэтому, если есть место в фаре, лучше брать светодиодные лампы с вынесенным блоком питания. Иногда для лучшей вентиляции в крышке фары необходимо проделать отверстия, либо заменить на другую с уже проделанными (они часто идут в комплекте к светодиодным лампам).
Насколько же ксеноновое освещение отличается от светодиодного? Основной недостаток ксенона – он сильно слепит, если настроен неправильно, либо установлен в фары, не предназначенные под ксенон. Диодные же лампы сильно приближены по распределению света к галогеновым (светодиоды располагаются на том же уровне, что нить накаливания). Также недостатком ксенона является ограниченная яркость (световой поток обычно не превышает 4000 люмен). Из достоинств светодиодного освещения можно выделить более высокую яркость (до 6000 люмен и выше) и цветовую температуру. Ну и конечно долговечность. Хорошие светодиодные лампы служат в среднем в два раза дольше.
Также светодиодные лампы можно применять везде: в габаритах, указателях поворотов, подсветки номера, салона.
Для того чтобы постичь масштабы прорыва качества освещения в автомобильной сфере стоит обратиться к истории. Из исторических данных мы можем сделать вывод, что прорыв действительно велик. Если раньше автомобили работали на основе ацетиленовых ламп, то сейчас прогресс дал возможность использовать такие средства по освещению, как галогеновые, газоразрядные и led-лампы. Наврядли кто-то мог бы представить себе подобные технологии в далеком 1880 году. Но сейчас водителей волнует решение вопросов с более современными средствами по освещению. Их многообразие и большой выбор, пожалуй, и послужили причиной преткновений, споров и сомнений.
Что лучше ксенон или светодиоды?
Светодиоды или ксенон — этот вопрос, задаваемый многими автовладельцами. И разобраться в деле можно только прибегнув к практике автолюбителей, учитывая мнение профессионалов. Также не лишним будет просмотреть и технические параметры обоих осветительных приспособлений.
Фары ксенона
Первая установка данного вида осветительных приборов пришлась на 1991 год, когда первую газоразрядную лампу вмонтировали во всем известный немецкий БМВ. Наполнение этих ламп состоит из специальных инертных газов. Зачастую такие лампы дают синеватый оттенок. В некоторых случаях он может быть практически незаметным, в иных – давать более сильное синеватое свечение.
Популярность
Устройства данного типа с момента их появления и по теперешнее время занимают лидирующие позиции и пользуются большим спросом среди любителей и профессионалов в автомобильной сфере.
Применение
Ксенон-лампочки используются в виде стандартного оснащения авто.
Работа
Лампы ксенона работают только в сочетании с балластами, которые обеспечивают их необходимым количеством энергии и дают возможность инертным газам вступать в реакции, что и приводит к свечению.
Качество
Качественные, ровно, как и технические характеристики данного приспособления, во многом превосходят галогеновые лампы. Выводы можно сделать по невероятно длительному эксплуатационному времени. Также хороший отклик приспособления получили и за счет сильного, яркого свечения. Лидирующие позиции лампам помогли набрать и такие характеристики, как отсутствие «световой стены», четкая фокусировка светового пучка, прочее.
Недостатки
Слишком сильный и яркий свет может послужить причиной аварий. Для того чтобы свет не вредил, стоит установить дополнительно автоматический корректор фар и омыватели. Также можно использовать биксеноновые линзы и маски. Неправильная установка в рефлекторную оптику или галогеновые фары – незаконна. Некоторые ксеноновые фары содержат токсичные вещества (ртуть), однако, содержание этих паров в лампе так мало, что принести хоть какой-либо минимальный вред человеку или окружающей среде просто не может.
Лед фары
Альтернатива ксенону – это светодиодные источники освещения. Появления первой лед-модели этих невероятно красивых диодов датируется 2004 годом. Именно марка авто Ауди и была первой машиной, которую оснастили этими средствами по освещению.
Описание
Лампа типа лед – это устройство, которое имеет на своей поверхности множество различных светодиодов. С их помощью и воспроизводится свечение.
Популярность
Устройства этого типа – это более новая технология, которая только начинает приживаться в сфере автоосвещения. Но, несмотря на то, что лед-продукция используется не так много времени, как тот же ксенон – она также популярна.
Качество
Светодиоды экономичны. Они не нуждаются в большом количестве потребляемой энергии. Очень популярные автомобильные светодиоды Philips и Galaxy. Самими по себе они не выделяют тепло. НО! Нижняя часть излучателя генерирует довольно много тепла, что может сильно повредить соседние узлы и кабеля.
Применение
Часто такие устройства можно увидеть в так называемых авто-гибридах, к примеру, марки Тойота (производство Японии).
Работа
Для того чтобы эти лед-лампы могли дать хороший свет их стоит лишь поместить в цоколь оптики. Устройства не нуждаются в дополнительном оснащении.
Недостатки
Светодиоды не дают настолько мощный свет, как ксенон. Эти технологии, из-за сложности их структуры и новизны, являются дорогостоящими. На теперешнее время диоды лучше всего применяются как средства по дополнительному, но не главному освещению.
Последнее время тема улучшения света фар опять оказалась в центре внимания, так как светодиодные лампы в продаже появились в огромном количестве.
Для получения практического ответа на вышеупомянутый и другие вопросы, касающиеся тематики галогенных, ксеноновых и светодиодных ламп, мы отправились в Лабораторию света компании Vapila и провели ряд экспериментов.
Первый эксперимент был направлен на изучение вопроса а лучше ли светят заводские ксеноновые фары с линзой, если в них установить светодиодную лампу? Для проведения этого эксперимента мы взяли практически новые фары Lexus RX350 (2006 г.в., пробег 30 000 км) с родными линзами под ксеноновые лампы. Почему фары именно этого автомобиля? Потому что в ходе эксплуатации автомобиля ксеноновые лампы и блоки со временем выходят из строя. В результате, за пару ламп или блок розжига нужно будет выложить минимум 3000 грн. Именно поэтому некоторые автовладельцы рассматривают в качестве альтернативного ремонта установку светодиодных фар, которые можно приобрести за 1000 – 2800 грн за пару.
Для эксперимента были взяты ксеноновая газоразрядная лампа известной торговой марки Osram D2S и качественная китайская светодиодная лампа ALED D2S. Качество освещения оценивалось визуально и с помощью люксметра HS 1010. Замер производили в самой яркой точке, которая определялась по значениям, которые выдавал люксметр.
При визуальном сравнении качества освещения экрана видно, что светодиодная лампа дает визуально качественное яркое световое пятно. Но в верхней части экрана видна паразитическая прямоугольная засветка, которая может быть причиной легкого ослепления встречных водителей. Ксеноновая лампа не дает такого паразитического пятна засветки, но в целом световое пятно может показаться менее освещенным, чем у LED -ламп.
В наше постиндустриальное время – время высоких технологий, холодного расчета и сплошной оптимизации, все реже и реже вспоминают о «теплом ламповом свете». Само же выражение – теплый ламповый свет — стало синонимом винтажа и архаики, вызывая стойкие ассоциации с элементарной технической отсталостью. Это потому, что, то самое тепло, которое выделяется при работе обычных автомобильных галогенок, теперь говорит о крайне неэффективном расходе дорогой энергии. Поэтому, обсуждая типы устройства головного света современных автомобилей, все больше упоминают уже привычный ксенон, да набирающий популярность LED, тем более по цене они уже почти сравнялись. Но так ли равны они по содержанию? Давайте разбираться, что лучше — ксенон или светодиоды.
Сперва кратко коснемся сути: «ксеноном» принято называть газоразрядные ртутно-ксеноновые лампы HID (не путать с ксенон-наполненными лампами накаливания), в которых закачан газ ксенон. При электрическом заряде в атмосфере ксенона появляется дуга – белый или голубовато-белый свет, максимально приближенный к дневному. В автоиндустрии ксенон впервые серийно применили в далеком 91-ом, на BMW 7-ой серии.
LED-лампы – это люминесцентные электроразрядные лампы, которые принято называть светодиодами, потому что сами эти диоды и светятся дневным светом. Впервые технология была применена серийно в 2004-м на Audi R8.
Преимущества LED налицо – они практически не подвержены влиянию внешней среды, не требуют, в отличие от ксенона, сложного пускового оборудования. Срок службы LED-ламп в 3 раза дольше, энергопотребление – почти вдвое меньше, поэтому в вопросе энергопотребления и простоты установки светодиоды намного лучше ксенона. Однако, если говорить о светоотдаче, то здесь светодиоды не имеют преимущества перед ксеноном, а напротив, значительно проигрывают ему.
В теории, по некоторым источникам, LED-лампы способны достигнуть 160 люмен на ватт, но на практике не более 74 люмен на ватт, и то – это обещание производителя. Тогда как ксенон гарантирует на практике 80-90 люмен на ватт. В абсолютных цифрах это выглядит так: ксенон – около 3000 люмен, а светодиод – около 1500 люмен. Светодиод едва ли «обставит» галогенку! И что с того, что служат LED-лампы дольше? Знаете, когда водителю жизненно необходим свет на ночной дороге, он мало думает о сроках эксплуатации, ведь более 50% всех ночных ДТП происходят именно из-за проблем со светом.
Некоторые автомобили уже с конвейера оборудованы LED-оптикой головного света. Так же, на рынке представлен ряд компаний, предлагающих и светодиоды, и ксенон для установки практически на любой автомобиль. Но многочисленные тесты, как профессиональные, так и любительские, подтверждают скепсис: LED-оптика, по своему основному назначению освещать дорогу в ночное время, безоговорочно проигрывает ксенону.
В заключение
Выходит, рановато делать ставку исключительно на светодиоды, но в качестве дополнительного света они подходят вполне. В конце концов, светодиоды – это красиво и перспективно, потенциал у LED-технологий есть. Кто знает, может быть через год-два выводы будут не столь однозначные. На этом у меня все, думаю, теперь вам понятно, что лучше ксенон или светодиоды, до новых встреч на Вопрос Авто.