Проточка тормозных дисков своими руками

Доброго времени суток, уважаемые автомобилисты! Нет смысла повторяться, но всё же, прописные истины ежедневно встают у нас перед глазами, когда мы видим по ТВ очередной репортаж с места дорожно-транспортного происшествия. Наше здоровье и жизнь, в большинстве случаев, зависят от нас самих. Особенно остро этот факт ежедневно ощущают автомобилисты. Исправность всех систем автомобиля, наряду с навыками и соблюдением ПДД – один из основных факторов безопасности движения.

Когда требуется расточка тормозных дисков

Важность исправности тормозной системы автомобиля – является понятием по умолчанию, это даже не должно обсуждаться. Вот мы и рассмотрим злободневный вопрос – состояние, диагностика и ремонт тормозных дисков, как одной из составляющих тормозной системы авто.

Проточка тормозных дисков своими руками

Любой автомобиль снабжен технической документацией от производителя, где указаны все необходимые технико-эксплуатационные параметры, в том числе и по тормозной системе. Нас интересует плановая диагностика тормозов и временные рамки замены/ремонта тормозных дисков или замены тормозных колодок.

Средняя величина пробега для тормозных дисков определяется в 80-100 тыс. км., а для тормозных колодок 25-30 тыс.км. Эти цифры могут варьироваться в зависимости от марки и модели авто, типа тормозной системы.

Проточка тормозных дисков своими руками

Кроме того, важное влияние на состояние тормозных дисков оказывает стиль вождения в каждом отдельном случае. Если вы сторонник агрессивно-скоростного движения, то экстренные торможения приводят к тому, что сроки службы тормозов резко сокращаются, и на рекомендации производителя в данном случае, можно даже не смотреть.

Диагностируем тормозные диски

При определенных показателях в работе тормозов, когда заметно снижается их эффективность, существует два варианта решения вопроса улучшения качества тормозной системы: замена тормозных дисков либо проточка тормозных дисков.

Мы не станем торопиться покупать новые тормозные диски – удовольствие недешёвое, тем более, сегодня существует вполне доступный и недорогой сервис — проточка тормозных дисков без снятия.

Проточка тормозных дисков своими руками

Совсем недавно для того, чтобы проточить тормозные диски, нужен был токарный станок и демонтаж тормозной системы, то современное оборудование для проточки тормозных дисков позволяет ограничиваться лишь снятием колеса.

Не называя фирм-производителей, скажем так, любой современный стенд для проточки тормозных дисков, которым оборудованы автосервисы позволяет устранить все побочные явления интенсивной эксплуатации тормозов.

Проточка тормозных дисков своими руками

Станок для проточки тормозных дисков устраняет деформацию диска, убирает механические повреждения рабочей поверхности в виде углублений, канавок и т.д.

Следующим шагом, после проточки, является шлифовка тормозных дисков. Для чего это необходимо? А чтобы сократить срок приработки новых тормозных колодок, которые рекомендуется устанавливать после процесса проточки тормозного диска.

Что нам даёт проточка тормозных дисков

  • устраняется биение тормозных дисков;
  • увеличивается срок службы, как дисков, так и тормозных колодок;
  • естественно, повышается эффективность тормозной системы;
  • важно, мы экономим средства, не снижая при этом степень своей безопасности.

Проточка тормозных дисков своими руками

Теперь, когда все положительные моменты расточки и шлифовки тормозных дисков выяснены, осталось определиться с местом, где проточить тормозные диски. Это как раз тот случай, где сэкономив на покупке, не нужно экономить на работе. Обращайтесь в сервис. Можно, конечно, провести расточку на токарном станке своими руками, но для этого вы должны быть классным мастером.

Проточка тормозных дисков своими руками

Удачи вам при ремонте тормозных дисков и безопасного движения.

Поверхность тормозных дисков изнашивается при торможении. Часто это происходит неравномерно. Одним из способов, в случае появления дефектов, продлить их работоспособность своими руками, является проточка тормозных дисков.

Для качественного проведения этой процедуры, стоит разобраться: какие существуют признаки, указывающие на возникшие дефекты тормозных дисков. А также: зачем нужна проточка, как ее можно выполнить своими руками, виды и технология обработки этих запчастей, станки и оборудование, необходимые для проведения работ.

Проточка тормозных дисков своими руками

Диагностика дефектов

Распознать появление дефектов на этих составляющих тормозной системы необходимо вовремя, ведь от этого может напрямую зависеть безопасность автовладельца.

Проточка, расточка передних или задних тормозных дисков бывает необходимой, когда при торможении автомобиля появляются следующие признаки:

  • Вибрация или ощущаемое биение в тормозной педали или руле.
  • Прикасаясь к дискам колес чувствуется их значительный нагрев.
  • Увеличился, больше чем обычно, тормозной путь машины.
  • При визуальном осмотре видны задиры, трещины, буртик, глубокие борозды и значительная ржавчина на рабочей поверхности тормозных дисков.

Зачем необходима такая процедура

Из-за деформации рабочая часть тормозных дисков теряет изначальную форму, что снижает ее площадь соприкосновения с колодками.

Проточка тормозных дисков своими руками

Также в результате частых и резких торможений автомобиля их металл разогревается и в случае попадания на него воды, снега образуется окалина. Еще одним дефектом является появления слоя ржавчины на их рабочем слое. Ржавчина возникает при длительном бездействии машины при условии ее хранения на улице или в сыром помещении.

Проточка тормозных дисков своими руками

Все это влечет за собой увеличение промежутка времени необходимого для полной остановки автомобиля.

Проточка тормозных дисков своими руками

После измерения толщины тормозных дисков, если она значительно больше минимальной, можно делать их проточку своими руками, которая поможет:

  • Устранить вибрацию и биение.
  • Увеличить эффективность и надежность тормозов.
  • Продлить работоспособность и сэкономить на покупке новых дисков.

Виды и технология обработки

Для устранения дефектов на диске своими руками существует две технологии обработки. Первая из них – расточка, производится для увеличения диаметра его рабочей поверхности. Такая процедура помогает избавиться от буртика, появляющегося в том случае если фрикционные накладки колодок, не захватывают при торможении всю площадь диска.

Вторая технология обработки – проточка, которую делают для устранения поверхностных дефектов: возникшего слоя ржавчины или окалины, неравномерной выработки в виде глубоких борозд. В этом случае необходимо учитывать размер снимаемого слоя исходя из минимально допустимой толщины, рекомендованной для данной марки тормозных дисков.

В недалеком прошлом был только один вид устранения дефектов своими руками на данных элементах тормозов – их обработка на стационарном токарном станке.

Проточка тормозных дисков своими руками

Для этого приходилось производить их предварительное снятие с автомобиля. В этом случае очень сложно было соблюсти при устранении дефектов необходимые балансировочные параметры. Но были специалисты, которые с этим справлялись – такие как на этом видео.

Сейчас есть технологии и специальные станки, позволяющие это сделать, не снимая передних и задних дисков с автомобиля.

Проточка тормозных дисков своими руками

На таком оборудовании очень просто выдержать необходимую балансировку и требуемую толщину рабочей поверхности, ведь на нем данные параметры устанавливаются как вручную, так и автоматически. Более наглядно это можно увидеть на приложенных видео.

Оборудование

Вообще, устранение дефектов на снятых передних и задних тормозных дисках на токарном станке это полумера. Ведь точно отцентрировать и восстановить геометрию данной детали на глазок очень сложно. Поэтому лучше делать проточку, не снимая дисков с автомобиля, используя специальное оборудование. Ведь на таком станке есть специальные датчики, позволяющие на неснятых дисках контролировать степень их шероховатости и биения.

Проточка тормозных дисков своими руками

Кроме этого характеристики подобного оборудования позволяют восстанавливать геометрию благодаря учету реальной оси при вращении ступицы и убирать дефекты: значительную шероховатость и небольшие трещины, невзирая на диаметр диска машины. Также большим их плюсом является регулируемая скорость вращения шпинделя, что дает возможность добиться почти зеркальной чистоты протачиваемой поверхности.

Проточка тормозных дисков своими руками

А возможность обрабатывать деталь без снятия с двух сторон при помощи двух резцов значительно сокращает время устранения дефектов.

Проточка тормозных дисков своими руками

Процесс устранения дефектов

На автомобиле снимают колеса и суппорт. К ступице крепится специальный переходник, позволяющий снять все необходимые параметры: толщину, степень износа, шероховатость поверхности. Также если в оборудовании предусмотрена функция вращения ступицы, то к ней крепятся специальные крепления. Потом включается двигатель данного оборудования или если он не предусмотрен, заводится машина и включается передача. После начала вращения ступицы происходит замер необходимых параметров. Разобравшись со всеми полученными данными можно приступать к устранению дефектов с помощью специальных резцов, которые устанавливаются с боков обрабатываемой поверхности.

Выставив резцы, опять заводится мотор, (включается передача или запускается соответствующий механизм оборудования) и происходит непосредственно проточка. Обычно для полной обработки поверхности необходимо два или три прохода резца.

После окончания процедуры необходима установка новых колодок. Также рекомендуется для притирки рабочих поверхностей диска и колодок первые несколько сот километров производить торможение аккуратно.

Проточка тормозных дисков своими рукамиПоверхность тормозных дисков изнашивается при торможении. Часто это происходит неравномерно. Одним из способов, в случае появления дефектов, продлить их работоспособность своими руками, является проточка тормозных дисков.

Для качественного проведения этой процедуры, стоит разобраться: какие существуют признаки, указывающие на возникшие дефекты тормозных дисков. А также: зачем нужна проточка, как ее можно выполнить своими руками, виды и технология обработки этих запчастей, станки и оборудование, необходимые для проведения работ.

Проточка тормозных дисков своими руками

Диагностика дефектов

Распознать появление дефектов на этих составляющих тормозной системы необходимо вовремя, ведь от этого может напрямую зависеть безопасность автовладельца.

Проточка, расточка передних или задних тормозных дисков бывает необходимой, когда при торможении автомобиля появляются следующие признаки:

  • Вибрация или ощущаемое биение в тормозной педали или руле.
  • Прикасаясь к дискам колес чувствуется их значительный нагрев.
  • Увеличился, больше чем обычно, тормозной путь машины.
  • При визуальном осмотре видны задиры, трещины, буртик, глубокие борозды и значительная ржавчина на рабочей поверхности тормозных дисков.

Зачем необходима такая процедура

Из-за деформации рабочая часть тормозных дисков теряет изначальную форму, что снижает ее площадь соприкосновения с колодками.

Проточка тормозных дисков своими руками

Также в результате частых и резких торможений автомобиля их металл разогревается и в случае попадания на него воды, снега образуется окалина. Еще одним дефектом является появления слоя ржавчины на их рабочем слое. Ржавчина возникает при длительном бездействии машины при условии ее хранения на улице или в сыром помещении.

Проточка тормозных дисков своими руками

Все это влечет за собой увеличение промежутка времени необходимого для полной остановки автомобиля.

Проточка тормозных дисков своими руками

После измерения толщины тормозных дисков, если она значительно больше минимальной, можно делать их проточку своими руками, которая поможет:

  • Устранить вибрацию и биение.
  • Увеличить эффективность и надежность тормозов.
  • Продлить работоспособность и сэкономить на покупке новых дисков.

Виды и технология обработки

Для устранения дефектов на диске своими руками существует две технологии обработки. Первая из них – расточка, производится для увеличения диаметра его рабочей поверхности. Такая процедура помогает избавиться от буртика, появляющегося в том случае если фрикционные накладки колодок, не захватывают при торможении всю площадь диска.

Вторая технология обработки – проточка, которую делают для устранения поверхностных дефектов: возникшего слоя ржавчины или окалины, неравномерной выработки в виде глубоких борозд. В этом случае необходимо учитывать размер снимаемого слоя исходя из минимально допустимой толщины, рекомендованной для данной марки тормозных дисков.

В недалеком прошлом был только один вид устранения дефектов своими руками на данных элементах тормозов – их обработка на стационарном токарном станке.

Проточка тормозных дисков своими руками

Для этого приходилось производить их предварительное снятие с автомобиля. В этом случае очень сложно было соблюсти при устранении дефектов необходимые балансировочные параметры. Но были специалисты, которые с этим справлялись – такие как на этом видео.

Сейчас есть технологии и специальные станки, позволяющие это сделать, не снимая передних и задних дисков с автомобиля.

Проточка тормозных дисков своими руками

На таком оборудовании очень просто выдержать необходимую балансировку и требуемую толщину рабочей поверхности, ведь на нем данные параметры устанавливаются как вручную, так и автоматически. Более наглядно это можно увидеть на приложенных видео.

Оборудование

Вообще, устранение дефектов на снятых передних и задних тормозных дисках на токарном станке это полумера. Ведь точно отцентрировать и восстановить геометрию данной детали на глазок очень сложно. Поэтому лучше делать проточку, не снимая дисков с автомобиля, используя специальное оборудование. Ведь на таком станке есть специальные датчики, позволяющие на неснятых дисках контролировать степень их шероховатости и биения.

Проточка тормозных дисков своими руками

Кроме этого характеристики подобного оборудования позволяют восстанавливать геометрию благодаря учету реальной оси при вращении ступицы и убирать дефекты: значительную шероховатость и небольшие трещины, невзирая на диаметр диска машины. Также большим их плюсом является регулируемая скорость вращения шпинделя, что дает возможность добиться почти зеркальной чистоты протачиваемой поверхности.

Проточка тормозных дисков своими руками

А возможность обрабатывать деталь без снятия с двух сторон при помощи двух резцов значительно сокращает время устранения дефектов.

Проточка тормозных дисков своими руками

Процесс устранения дефектов

На автомобиле снимают колеса и суппорт. К ступице крепится специальный переходник, позволяющий снять все необходимые параметры: толщину, степень износа, шероховатость поверхности. Также если в оборудовании предусмотрена функция вращения ступицы, то к ней крепятся специальные крепления. Потом включается двигатель данного оборудования или если он не предусмотрен, заводится машина и включается передача. После начала вращения ступицы происходит замер необходимых параметров. Разобравшись со всеми полученными данными можно приступать к устранению дефектов с помощью специальных резцов, которые устанавливаются с боков обрабатываемой поверхности.

Выставив резцы, опять заводится мотор, (включается передача или запускается соответствующий механизм оборудования) и происходит непосредственно проточка. Обычно для полной обработки поверхности необходимо два или три прохода резца.

После окончания процедуры необходима установка новых колодок. Также рекомендуется для притирки рабочих поверхностей диска и колодок первые несколько сот километров производить торможение аккуратно.

Тормозная система современного автомобиля может быть обслужена зачастую только на специализированных СТО. Не всегда квалификация владельца позволяет справляться со сложными устройствами и узлами, а о гаражном оборудовании для обслуживания, скажем, АБС, просто недостаточно. Тем не менее, простейшие операции, такие как замена колодок, сможет выполнить каждый и заодно проверить состояние рабочих органов системы.

Содержание:

Какие бывают тормозные колодки

Проточка тормозных дисков своими руками

На степень износа диска или барабана огромное влияние оказывают не только стиль вождения и дорожные условия. Поверхность фрикционных накладок колодок тормозов, пожалуй, влияет на износ системы более всего. Тормозные колодки делятся на несколько типов по материалу изготовления фрикционной накладки:

  • металлизированные;
  • синтетические;
  • керамические;
  • асбестосодержащие.Проточка тормозных дисков своими руками

Фрикционные накладки с содержанием асбеста сейчас не применяются, поскольку использование этого материала запрещено. Вредный больно. Поэтому ему на смену приходят другие синтетические материалы с похожими свойствами. Главное, что требуется от тормозной колодки — выдерживать износ и температуру. Колодка может разогреваться до 600 градусов, а это влияет как на износ диска, так и на износ фрикционных накладок.Проточка тормозных дисков своими руками

Влияние фрикционных накладок на диски и барабаны

Проточка тормозных дисков своими руками

Но сейчас нас в первую очередь интересует влияние колодок на состояние тормозного диска. Мягкие синтетические полуметаллизированные тормозные колодки менее всего изнашивают тормозной диск, но не так эффективны при торможении. Они мало шумят, но в работе создают довольно много пыли. Ресурс мягких колодок невелик, а предназначены они для спокойной и комфортной езды. Тогда и стираются не так быстро.

Проточка тормозных дисков своими руками

Более жесткие тормозные колодки предназначены для агрессивного стиля езды и они более твердые, чем синтетические. Как правило, содержание металла в них на уровне 30-45%. В качестве наполнителя может быть использована медная крошка, графит, стальные тонкие волокна. Металлизированные колодки шумные в работе, но зато очень цепкие и не так быстро изнашиваются, как синтетические с малым содержанием металла. Но они сильнее всего изнашивают тормозной диск, а иногда могут и перегреть его. Тут и до коробления поверхности недалеко, которую не каждая шлифовка и проточка исправит.

Проточка тормозных дисков своими руками

Методы и средства обнаружения неисправностей дисков

Проточка тормозных дисков своими руками

Ухудшение работы тормозной системы видно невооруженным глазом и здесь не нужны никакие специальные стенды. Признаки износа расходников тормозной системы просты:

  1. Невнятная реакция на педаль тормоза.
  2. Повышенный шум, скрип и визг тормозных колодок и дисков.
  3. Вибрации и биения при торможении.
  4. Перегрев тормозов в нормальных условиях.Проточка тормозных дисков своими руками

Визуально это просто проверить, даже не разбирая тормозной механизм. Достаточно замерять уровень износа колодок и дисков или барабанов, и ситуация прояснится. Допустимую толщину тормозного диска производитель указывает на торце. Но, как правило, можно не искать надпись, а отталкиваться от значения 10 +- 2 мм. Толщина накладок для каждого автомобиля допускается разная, и здесь лучше пролистать Мурзилку к автомобилю. Но новостей там тоже не будет. Средняя допустимая толщина фрикционной накладки не менее 2-3 мм.

Проточка тормозных дисков своими руками

Зачем протачивать тормозные диски

Проточка тормозных дисков своими руками

Теперь можно отложить штангенциркуль и микрометр в сторону и просто провести пальцами по поверхности тормозного диска. Он весь изрыт бороздами от износа. Чем глубже борозды, тем больше диск съедает колодку. А чем тверже фрикционная накладка, тем вероятность появления рытвин большая. Теперь обратим внимание на буртик, который образовался по мере износа диска. Он острый и иногда о него можно порезать палец. А каково тормозным накладкам?

Проточка тормозных дисков своими руками

Вот для этого и протачивают тормозные диски. А после проточки еще и шлифуют, чтобы максимально довести состояние рабочей поверхности до идеала. Таким образом, после проточки диск стает ровным и гладким и прослужит еще довольно долго. Но проточка не всесильна, и если диск пострадал от перегрева, никто его протачивать не станет. Во-первых, структура металла уже не та, а во-вторых, устранение биения диска проточкой — довольно сомнительный способ.

Проточка тормозных дисков своими руками

Проточка тормозных дисков — как, чем и где

Проточка тормозных дисков своими руками

Проточка тормозных дисков без снятия своими руками возможна лишь в том случае, если у вас в гараже завалялся голландский аппарат для обработки дисков MAD. Но это вряд ли, потому что стоит он около 4 тысяч евро. Не каждая СТО может позволить себе такую роскошь. Но если станция предлагает такую услугу — просто прекрасно. Потому что проточка дисков без демонтажа экономит море времени, проточка проходит на высшем качественном уровне, а после проточки стенд делает еще и шлифовку. Вот так он выглядит в работе. Смотреть приятно.

Проточка тормозных дисков своими руками

Можно пойти пойти другим способом. Снять тормозные диски и отнести их знакомому токарю. Только где гарантия того, что станок не дореформенный и он идеально проточит поверхность без намеков на биение? Нет такой гарантии. Поэтому при возможности проточить диск без снятия на специальном стенде, не жадничайте. Новый диск стоит в сто раз дороже, а безопасность деньгами измерять просто глупо.

Проточка тормозных дисков своими руками
Чем внимательнее мы будем относиться к тормозным механизмам, тем дольше и эффективнее они прослужат. Поэтому обслуживайте тормоза вовремя и качественно, и ваш автомобиль всегда будет останавливаться там, где этого хотите вы, а не где получится. Притормаживайте перед ямами, и удачных всем дорог!

Тормозные диски современного автомобиля можно отнести к расходным материалам. Их меняют так же, как масло и фильтры, с той лишь разницей, что интервал замены увеличен. Обычно, диск выдерживает две смены тормозных колодок. То есть, менять диски приходится после 60 000 — 80 000 км пробега. А может и раньше.

Причин много, и это не только активный стиль езды. На бюджетных машинах грязезащитные щитки бывают очень скромных размеров или отсутствуют вовсе. В результате диски бомбардируют камешки и грязь, оставляя на поверхности глубокие борозды. Да и холодный душ при проезде по лужам на пользу тормозам не идет. В результате, при торможении на руле возникают вибрации, а на педали тормоза чувствуются удары. Эффективность замедления падает, значит пора в сервис. Тут возникает дилемма: раскошелиться на новые запчасти или попытаться сэкономить, проточив диски. Конечно же, наши люди выбирают последнее.

Проточкой удаляют борозды и канавки, но, зачастую, это не решает проблему. Особенно, если диски сомнительно качества. На более мягком металле быстрее образуются канавки, да и перегреть его, даже в условиях города, вполне реально. Проточкой такой диск не восстановить. Через пару тысяч километров биение при торможении вернется. Это повышает риск попасть в аварию. А при перегреве тормозов, риск ДТП возрастает многократно. Так что лучше заплатить деньги и купить диски другого производителя, продукции которого доверяете.

Проточка тормозных дисков своими руками

Еще одна причина, при которой проточка не помогает, заключается в банальной экономии производителей. Жизненный цикл автомобиля давно просчитан, значит под него «подгоняют» и ресурс различных узлов и агрегатов. В том числе, тормозных дисков. Помните, что если толщина диска уменьшилась на два миллиметра — деталь лучше выбросить. Восстанавливать его — себе дороже.

Ведь после обработки на токарном станке с диска снимут еще 0,4 мм. То есть получится деталь, близкая к состоянию утилизации. Если такой диск все же поставить на машину, то при торможении он может рассыпаться. Посмотреть предельно допустимый износ детали можно на его торце или в документации к автомобилю.

Помните и о том, что езда с проточенными дисками уменьшает эффективность торможения. Ведь когда диск истончается, его выработку компенсируют тормозные суппорты. Поршни выходят наружу все дальше. Это приводит к уменьшению четкости срабатывания тормозных механизмов, а в самом плохом случае — к перекосу колодок.

Проточка тормозных дисков своими руками

Проточка тормозных дисков своими руками

Проточка тормозных дисков своими руками

Проточка тормозных дисков своими руками

Во время торможения колодки прижимает к диску или барабану. Из-за трения происходит нагрев и истирание всех элементов тормозной системы. Со временем на наружной поверхности диска или внутренней поверхности барабана в результате износа появляются буртики, которые при установке колодок другого типа или размера снижают эффективность торможения. При попадании воды на раскаленный диск происходит неравномерное охлаждение, в результате чего диск гнет и появляется биение. Чтобы устранить эти неисправности, диски и барабаны необходимо заменить. Но, стоимость этих деталей, особенно для иномарок, велика, поэтому нередко водители вместо замены протачивают их.

В каких случаях нельзя протачивать диск или барабан

У каждого тормозного диска или барабана есть минимальная толщина, после которой необходима замена.

При снижении толщины меньше этого предела возникает опасность выхода поршней из рабочих тормозных цилиндров, потери тормозной жидкости и резкого ухудшения работы тормозной системы. Эта опасность возникает при износе колодок более чем на половину толщины. Минимальная толщина диска, после которой его эксплуатация небезопасна, указана на его торце. Перед началом проточки измерьте толщину изношенной части диска в 5 – 7 местах. Это необходимо, чтобы не только определить реальную толщину, но и обнаружить неравномерный износ. Если толщина по результатам измерений отличается больше, чем на 0,05 мм, такой диск можно точить только в условиях мастерской. Если толщина равна минимальному значению, указанному на торце диска, его необходимо заменить. Ведь во время проточки придется снять часть толщины и его эксплуатация станет небезопасной. Методика проверки барабанов аналогична.

Также необходимо определить, погнут ли диск, и если да, то насколько. Это можно сделать с помощью нитки и грузика. Закрепите нитку параллельно наружной плоскости диска, и вращайте ступицу. Если диск погнут, вы увидите это раскачиванию грузика и увеличению расстояния между ниткой и плоскостью. По увеличению расстояния и амплитуде движения грузика определите погнутость. После чего вычтите погнутость из толщины изношенной части диска. Когда толщина больше минимального значения, диск еще можно прошлифовать, если равна или меньше, его необходимо заменить.

Внимательно осмотрите всю поверхность диска. При обнаружении трещин диск необходимо заменить вне зависимости от толщины. Эксплуатация диска с трещинами смертельно опасна. При больших нагрузках или скачках температуры велика вероятность разрушения диска и выпадения поршней из рабочих цилиндров тормозов. Это в полной мере касается и тормозных барабанов.

Как проточить тормозной диск или барабан

Существуют следующие виды проточки:

  • в условиях мастерской (токарный станок);
  • на автомобиле с помощью резца и ручного станка;
  • на автомобиле с помощью напильника или точильного камня.

Проточка в условиях мастерской наиболее эффективна. Она позволяет не только срезать буртики, но и устранить биение. Для такой проточки необходимо снять диск со ступицы. Для этого в большинстве случаев придется обработать стык диска и ступицы средством WD-40. Затем сбить диск с помощью резинового или деревянного молотка. Проточка в условиях мастерской позволяет выявить биение ступицы. В этом случае ступицу необходимо заменить.

Для проточки с помощью резца необходимо приобрести ручной станок. Стоимость станка в большинстве случаев заметно превышает цену дисков, поэтому его приобретают только для автомастерских. Чтобы проточить диски или барабаны с его помощью, следуйте указаниям инструкции по эксплуатации.

Проточка с помощью напильника или точильного камня является временной мерой, потому что позволяет только устранить буртики. С ее помощью невозможно устранить биение диска. Чтобы проточить диск на ведущем колесе, заведите двигатель, включите высшую передачу и придавите напильник или точильный брусок параллельно внутренней поверхности диска. Затем повторите эту операцию для наружной поверхности диска. Прижимайте камень или напильник на 20 – 30 секунд, после чего снимайте и осматривайте результат. При необходимости повторяйте проточку до получения нужного эффекта.

Для проточки дисков неведущих колес их потребуется прикрутить к ступице с помощью колесных болтов или гаек. В этом случае потребуется поднимать перед и зад сначала левой, затем правой стороны автомобиля. То же самое необходимо для проточки тормозных барабанов задней оси. Технология снятия и установки тормозного диска описана в статье (Замена подшипников передней и задней ступицы). О том, как правильно снимать тормозной барабан, чтобы не повредить его, читайте в статье (как снять тормозной барабан). После проточки диск или барабан необходимо промыть струей воды и насухо вытереть тряпкой и установить новые колодки.

Видео — Как проточить тормозной диск в домашних условиях

Тормозные диски — дорогие расходники. Обычно их хватает на два комплекта колодок. Но бывает, что они обращают на себя внимание гораздо раньше — например, когда по причине резкого перепада температур возникает заметное биение. Проехал по луже после интенсивного торможения — вот диски и покоробило. Симптомы: вибрации на руле и педали тормоза, которые при замедлении порой переходят даже на кузов.

Прежде «кривые» диски получали отставку. Лишь отдельных счастливчиков выручали знакомые токари, имеющие станки для проточки. Лет пятнадцать назад автомастерские начали закупать соответствующее оборудование, но работу делали на кустарном уровне. Лишь с появлением новых станков дело вошло в более-менее цивилизованное русло. Проточка дисков обходится недорого — порой в несколько раз дешевле комплекта новых дисков.

Бить или не бить

Станки для проточки бывают двух видов, а устанавливают их непосредственно на ступицу тормозного диска. Те, что подороже, выполнены единым узлом и обеспечивают лучшую точность обработки; такой станок соединяют со ступицей через переходник. Устройства попроще имеют отдельный узел с резцами; они требуют больше времени на установку, а резцы монтируются на скобу тормозного суппорта.

В обоих случаях станок сам вращает ступицу: двигатель автомобиля не работает, коробка — в «нейтрали». Резцы постепенно смещаются по поверхностям диска — сродни граммофонной игле, но которая движется от центра пластинки. За один проход резцы снимают пару десятков микронов металла с каждой стороны. Далее их переставляют и повторяют проточку. Обычно диск полностью обрабатывают за два-три таких прохода. Причем сначала срезают фаски, образовавшиеся от работы тормозных колодок, — это снижает нагрузку на станок и резцы и обеспечивает хорошее качество обработки поверхности.

Перед проточкой механик обязательно осматривает диски и подвеску машины. Нельзя проводить обработку, если у ступичного подшипника люфт или перекаты. В противном случае диск начинает гулять между резцами и о ровной проточке можно забыть. Даже если подшипник лишь гудит, нужно предварительно его поменять: если замену проводить после проточки диска, нет гарантии, что при последующей запрессовке ступица встанет идеально ровно, а вместе с ней и проточенный диск.

Диски проверяют на остаточную толщину, величину биения и степень коррозии рабочей поверхности. Слишком тонкие нельзя точить, они и так уже плохо переносят тепловую нагрузку. Допустимая толщина зависит от конкретной модели и ее модификации (размера тормозных механизмов). Биение диска по нескольким радиусам проверяют индикатором. Фактически это измерение разности толщин в разных точках — она не должна превышать 0,05 мм. Нельзя проводить проточку при глубокой коррозии: есть риск, что на выходе диск окажется слишком тонким.

collage

После проточки нужно поменять колодки, иначе поработавшие с кривым диском фрикционные накладки убьют обработанный диск. Ради эксперимента возьмите такую колодку и потрите на наждачной бумаге, которая лежит на ровной плоскости, — на визуально ровной поверхности проступят опасные впадины!

В Москве стоимость проточки дисков одной оси — не меньше 2000 рублей. Рекомендовано обрабатывать оба диска, дабы не смещать тормозной баланс.

ЗОНА РИСКА

Чугун — самый распространенный материал для тормозных дисков. И довольно коварный: при резких перепадах температур чугун заметно меняет физические свойства — твердость, объем и даже внутреннюю структуру. Эта особенность приводит к чрезмерному короблению рабочих поверхностей диска. Конечно, существуют более стойкие аналоги (например, керамические или композитные), обеспечивающие лучшую стабильность и динамику торможения, — но их цена зашкаливает.

Щиток тормозного диска не защищает от воды: она обильно попадает на обе его поверхности. Если чугунный диск подвергся слишком резкому перепаду температур, возможно повреждение его внутренней структуры. Обработка на станке снимет поведенный верхний слой, но после пары интенсивных торможений (то есть нагрева и охлаждения) поверхность вновь поведет — это случается в пяти случаях из ста. Убитый диск при проточке способен вычислить только опытный токарь — по изменению тональности шелестящего звука от резцов.

Чаще внутреннюю часть диска ведет сильнее, чем наружную. Это бывает на машинах с суппортами с так называемой плавающей скобой: первой срабатывает внутренняя колодка — и, соответственно, эта поверхность диска больше нагревается.

Биение передних дисков обычно отзывается вибрациями на руле, биение задних — на педали тормоза и на кузове. Передние диски чаще страдают от перепада температур (они сильнее нагружены), а задние — от коррозии. Вибрации увеличиваются с ростом температуры диска и окружающей среды — из-за расширения металла. Иногда ощутимое биение сходит на нет в зимнюю пору.

Ссылка на основную публикацию